Live

Тюменские художники попадут на ВИНЗАВОД?

Тюменские художники попадут на ВИНЗАВОД?
В коворкинге «Моя территория» состоялось портфолио-ревю с Кириллом Преображенским куратором проекта СТАРТ.  Организатором смотра молодого искусства выступил Центр Современного Искусства ВИНЗАВОД (г. Москва). У тридцати тюменских художников была уникальная возможность попасть в шорт-лист проекта и получить шанс провести свою персональную выставку на самой демократичной площадке страны – ВИНЗАВОДЕ. Правда есть одно условие: на счету участника должно быть не больше одной персональной и трёх групповых выставок.

С участниками общался Кирилл Преображенский – куратор проекта в этом году, а также художник, преподаватель программы «Фотография. Базовый курс» Британской высшей школы дизайна, руководитель мастерской «Видеоарт» и преподаватель курса «История и практика видео-арта» Московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко.После смотра работ участники могли остаться на творческой встрече с арт-продюсером, советником Министра культуры РФ и создателем ВИНЗАВОДА Софьей Троценко в рамках проекта «КонцептХаб. Открытые лекции». Депутат Тюменской областной думы V созыва Павел Белявский отметил, что московские гости приехали не только для того, чтобы «вовлечь Тюмень в сообщество художников», но и чтобы дать экспертную оценку проекту превращения памятника конструктивизма Круглой бани в Центр Современного Искусства в Тюмени.Софья Троценко рассказала о своих впечатлениях от увиденного: «Баня вполне имеет все шансы стать центром притяжения. ВИНЗАВОД здесь не должен получаться ни в коем случае, потому что здесь нужен свой уникальный проект, который будет основан на истории и культуре, сообществах вашего города. Сама баня представляет собой довольно интересное пространство, которое можно наполнить разнообразным функционалом: выставками, образовательными проектами, хорошим книжным магазином. Любая инициатива в сфере современной культуры всегда ложится на благодатную почву, если она исходит от жителей города».О проекте СТАРТСофья Троценко:Портфолио-ревю проекта СТАРТ -  наглядный пример того, когда любой художник может попробовать свои силы, и мы гарантируем, что его заявка будет рассмотрена экспертами и куратором проекта.Как в музей может попасть молодой художник, получивший профессиональное образование? Напрямую с художниками мы работаем только через проект СТАРТ. Художнику на ВИНЗАВОД проще попасть через галерею, а если это коллективная выставка, то лучше найти куратора, который сможет помочь сформулировать идею и проработать тексты и исследовательскую часть выставки. И уже от лица куратора или любой институции подавать заявку на сайт ВИНЗАВОДА. Кирилл Преображенский:Ситуация, которую я увидел на портфолио-ревю не сильно отличается от того, что я вижу в электронных заявках проекта. Люди совершают те же самые ошибки и это связано с тем, что первая персональная выставка не является отчётом о вашей жизни и того, что вы нарисовали в детстве. На сегодняшний день профессия художника не подразумевает в первую очередь ремесло. Да, без нужных навыков не обойтись, также необходимо уметь работать с формой и пластикой, но и в равной им мере важно и мышление. Слабость молодых художников, особенно в регионах, я вижу в том, что им не хватает проектного видения. У людей есть сильные отдельные работы из одной серии, а другие – уже из иной, и мне сложно понять, кем этот человек является на самом деле. Хорошо, если есть профессиональные навыки, которые помогут в будущем, но современное искусство помимо эстетических и формальных задач ещё и локомотив инноваций.О ВИНЗАВОДЕСофья Троценко:Центр современного искусства ВИНЗАВОД открылся в 2007 году. Основная миссия – поддержка и развитие современного российского искусства. Для того чтобы понять, в какой форме этот центр должен быть наполнен, мы проанализировали опыт Швейцарии, Великобритании и Америки, рассмотрели объём тех проектов, которые в сфере современного искусства происходили в Москве. Нашей задачей было объединить все самое актуальное, что происходило на тот момент в городе, потому что несмотря на то, что уже было несколько галерей, они сидели в разных краях города в полуподвальных помещениях и, конечно же, не могли формировать и представлять арт-рынок.Нам было важно быть не просто площадкой, которая объединит все самое актуальное и интересное в сфере современной культуры: мы начали думать о том, чем ВИНЗАВОД может отличаться от проектов, которые на тот момент работали в городе. Во-первых, это открытость для широкой аудитории, а не только для узкого профессионального сообщества. Нам было важно показать, что современное искусство в России вообще есть, и что оно из себя представляет. Во-вторых, наличие множества площадок, которые дают возможность реализовывать разные формы от театральных проектов до музыкальных, выставок фотографий, изобразительного искусства, перфомансов, фестивалей. В-третьих, это система профессиональных лифтов.  Помимо СТАРТа, мы реализуем и другие проекты такие как «ЛУЧШИЕ ФОТОГРАФИИ РОССИИ», проект «ПЛАТФОРМА» (современный театр), проект «СТЕНА» (граффити). Участие в этих программах помогает молодым и талантливым заявить о себе.Для нас была важна образовательная часть, потому что мы не учебное заведение, но в рамках направлений, которыми мы занимаемся (театр, фотография, изобразительное искусство), важно иметь диалог со зрителем. Современное искусство не так близко знакомо любой аудитории в России, насколько нам хотелось бы. Все наши проекты обычно имеют параллельную программу – образовательную.В штате Винзавода нет арт-директора или куратора. Почему? Нам важно показать объективную картину без собственной оценки.О современном искусствеСофья Троценко:Считается, что в кризис становится больше идей, и творческий потенциал начинает открываться на острие социальных, экономических и политических реалий. В практическом смысле стал меняться арт-рынок, что мы видим по деятельности галерей: сократились объемы продаж дорого искусства и стало больше внимания к искусству, которое является молодым и продается по доступным ценам. Эти работы будут формировать среду, которая будет через 10-20 лет.Институт кураторства, критики, образования, издательский бизнес, галереи и фонды, аукционы – все это неотъемлемые части, которые формируют одну цепь из нескольких звеньев. К сожалению, мы не все эти направления видим хорошо развитыми в России, но без них современное искусство не выйдет на высокий профессиональный уровень конкурентоспособности на мировом рынке. Конечно мы часто говорим о собственной идентичности и уникальности – это важно сохранять, но необходимо понимать, что происходит во всем мире. Для любого художника не достаточно быть выставленным один раз в галерее: ему важно, чтобы его работы продавались, были в хороших коллекциях, а выставки проходили в значимых музеях.Кирилл Преображенский:Сейчас инновации связаны с формами мышления, коммуникациями новых языков и форм вовлечения зрителя. Многим говорил: «Кого сейчас может заинтересовать красота?». Мы живем в ситуации избытка визуальных образов. В секунду появляется миллионы фотографии, из-за социальных сетей в том числе. Надо понимать, в каком поле потока изображения вы находитесь. Общество сейчас очень прагматичное, и есть огромное количество каналов, чтобы выразить свое одиночество и красоту духовного мира, помимо музеев и галерей. И для того чтобы выскочить за парадигму собственной индивидуальности, вы должны зацепить либо новыми формами, решениями, материалами, либо какими-то темами. И артикуляция тем – это основная проблема людей с академическим бэкграундом: у них хорошие руки, им дали ремесло, но с сознанием есть большие проблемы. Начали развиваться регионы, появились серьезные культурные центры, в том числе и в Сибири (Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске) и во Владивостоке, а если говорить про юг, то в Краснодаре и Воронеже.О кураторствеКирилл Преображенский:Куратор – человек, который формирует некое высказывание через работу художника. И это объяснимо, ведь даже некоторые хорошие художники не способны грамотно выражать свои мысли. Русское искусство недостаточно интегрировано в мировой контекст, потому русское кураторство слабо. В России очень мало кураторов, а еще меньше тех, у кого есть оригинальные идеи. Даже сейчас, когда западные тенденции доходят до нас в реальном времени, иногда в сделанном можно найти элементы вторичности. Единственное высказывание, которое формулируют наши кураторы, проводя выставки на Западе, это очень редуцированная фраза об «экзотичности русской культуры». Объясняют, что Россия — страна с достаточно дикой и трагичной историей и вот поэтому такое искусство.Институт кураторства очень важен для молодых художниках. В кураторстве не обойтись без опыта и рамочного видения. Куратор не просто выбирает двух или трёх художников, он на протяжении сезона пытается формулировать некую тенденцию. Большие выставки – в первую очередь кураторское высказывание: там могут быть удачные работы, но сама выставка – провальной. Специалистам негде практиковаться, поэтому, когда появляются молодые кураторы, они в основном экспериментируют на независимых площадках. Они арендуют бывшие индустриальные пространства за небольшую цену. Иногда из этих экспериментов выходят очень интересные явления.В завершении встречи Софья Троценко не стала приподнимать завесу тайны по поводу планов на десятилетие ВИНЗАВОДА, зато анонсировала возобновление театральных постановок в Центре Современного Искусства: «В этот летний сезон собираемся реализовать площадку гастролей, которая будет мигрировать в зависимости от проекта по помещениям ВИНЗАВОДА. Проект хотим запустить в период с мая по сентябрь. Нам хотелось, чтобы он работал в гастрольно-фестивальном режиме: один раз в неделю – новый проект».Материал подготовила Вехтева Дарья

Фотоотчет

  • Тюменские художники попадут на ВИНЗАВОД?
  • Тюменские художники попадут на ВИНЗАВОД?
  • Тюменские художники попадут на ВИНЗАВОД?
Комментарии (/articles/113881-tyumenskie-khudozhniki-popadut-na-vinzavod/)