Live

Екатерина Алексеенко: Независимые театры Тюмени – это та уникальность, которую можно представить в Москве

Екатерина Алексеенко: Независимые театры Тюмени – это та уникальность, которую можно представить в Москве
Екатерина Алексеенко: Независимые театры Тюмени – это та уникальность, которую можно представить в Москве

Напомню, что «Школу театрального лидера» в нашем городе проводили впервые. «Школа» - для руководителей и режиссеров молодежных независимых театров. «ШТЛ» на протяжении уже трех лет успешно работает в Театральном центре им. Вс. Мейерхольда (далее ЦИМ). В Тюмени с 6 по 9 сентября московские педагоги, главные действующие лица российского театра, проводили лекции по разным театральным направлениям. Уникальность «Школы» соединение теории и практики: по окончанию обучения слушатели защищают стратегию развития своих театров на несколько лет вперед. В Тюмени «ШТЛ» прошла по тому же сценарию, но в более интенсивном режиме. В общей сложности 17 тюменских режиссеров, актеров и студентов кафедры режиссуры ТГИК получили сертификат об окончании тюменской версии «ШТЛ».

В начале одна из кураторов проекта создания молодежного театрального центра «Космос», генеральный директор АНО «Агентство современных коммуникаций» Ирина Широкова выступила с приветственным словом. Она рассказала о том, что есть несколько вариантов того, как будет функционировать «Космос» в сезоне 2016/2017 года:

Есть вариант закрыть здание сейчас и ждать, когда разработают проектную документацию, пройдет сама реконструкция, то есть пройдет примерно год. Но есть возможность в течение этого времени доделать все, насколько возможно, своими силами, чтобы эта площадка просуществовала в полу-лофтовом формате, и вы могли её использовать хотя бы как репетиционную базу.

Педагоги «Школы театрального лидера» поделились впечатлениями от работы с независимым театральным сообществом в нашем городе.

Исполнительный директор Театрального центра им. Вс. Мейерхольда, Екатерина Алексеенко:

Я под большим впечатлением, что в Тюмени существует такое разнообразие молодежных любительских театров. Хочу отметить высокий уровень руководителей театров. Я не могу вспомнить,чтобы в Москве было такое движение независимых театров, такое разнообразие. И это, скорее всего, уникальность вашего города и даже региона. Вы работаете в одном культурном поле с государственными театрами, и вы делаете важнейшую работу, развивая городскую культурную среду, обогащая ее. Используя при этом совсем малые средства, практически на коленках, и улучшаете город за счет вашей инициативы. В Тюмени три театра танца. К примеру, в Москве могу насчитать только два. У вас есть и цирк, и театр юмора, и проекты, которые связаны с городской средой, когда театр выходит к людям (science specific). Мне нравится, что у вас достаточно профессиональный подход.

Театральное сообщество – самое сильное и самое крепкое. Важно, что у вас есть объединение. Понятно, что вы можете не знать кого-то лично, но хорошо, что уже происходят такие шаги. Спасибо театру «Мимикрия», который выступил инициатором. На слуху нет ни одного примера, в каком еще городе происходило бы подобное.

Еще полтора года назад, когда разрабатывались основы культурной политики, первое обсуждение прошло тогда в ЦИМ. И в этом документе есть такая строка, что государство, должно поддерживать, как и государственные театры, так и независимые, потому что мы все вместе работаем в одном поле, создаем общее культурное благо. Зрителю все равно государственный театр или нет. Он приходит смотреть спектакль, он получает эмоцию, узнает что-то новое. Тогда не был найден механизм для поддержки независимых коллективов. И мы решили, что ЦИМ будет открытой площадкой, которая является государственной, но будем принимать независимые театры, и они на базе нашего центра будут показывать свои проекты. ЦИМ – ресурс для художников.

Важно, что у вас в будущем будет свой центр. Вы сможете показывать свои работы на регулярной основе, и зритель будет знать, что есть место, куда он сможет прийти и увидеть что-то новое и близкое ему.

Молодежные театры – более мобильны и у вас больше возможностей делать то, что вы хотите. Именно вы влияете на разнообразие жанров. К примеру, на вашей защите проектов придумали, пока мы обсуждаливаши стратегии, контактный детский театр с мягкими декорациями. Ваша фантазия ничем не скованна и нет преград, кроме финансовых и организационных моментов. Повторю слова руководителя независимой площадки в Костроме Ивана Естегнеева: Главное – это идея и план. Считаю, что достаточно сформировать идею, вложить туда стремление, а финансы придут.

Мы обсуждали идею сделать обменные гастроли. Независимые театры Тюмени – это та уникальность, которую можно представить в Москве и не только жителям, но и театральному сообществу. Пока надо думать, как и когда воплотить эту идею. В принципе мы занимаемся подобным, только на своем местном уровне: показываем московские независимые коллективы. Правда у нас были точечные гастроли: приезжал коллектив из Санкт-Петербурга, мы ездили в Кострому. По большому счету никто не знает, что происходит в других городах


Директор государственного московского театра «Балет Москва» Елена Тупысева:

Вопрос, которым я задаюсь "как независимое движение смогло наладить отношения с властью"? Это очень сложно сделать, потому что, как правило, в интересах городских, федеральных властей, те организации, которые учреждены на законодательном уровне – государственные театры, кинотеатры. На своем опыте знаю, что сложно прийти в департамент культуры и сказать о том, что «мы существуем и тоже развиваем город, платим налоги и хотим сосуществовать в диалоге не только с нашими коллегами, но и с властью».

У меня есть к вам два пожелания на будущее. Обращаюсь к тем, кто стоит у истоков театров. Пожалуйста, давайте в будущем возможность развиваться новому поколению. Не закрывайтесь в «своем мире»: помогайте ротации кадров. Это очень важно, ведь в государственном секторе культуры – ситуация иная. Там молодежь не пускают в профессиональные театры, киноиндустрию. Этот процесс не дает развиваться культуре и искусству и быть конкурентно способными не только внутри России, но и на международном уровне. И второй момент: не старайтесь институционализироваться и стать государством. Постарайтесь как можно дольше быть независимыми, но в то же время продолжайте диалог с бизнесом, обществом и государством.

Я боялась, что за три дня мы не сможем передать необходимую информацию, так как это очень короткий период времени. Поясню, я занимаюсь стратегическим планированием в организациях культуры и управленческие подходы в этой сфере изучала на протяжении трех лет. Я была удивлена, насколько здесь в Тюмени все поняли, о чем мы говорим. И на презентациях это было видно. Теперь есть черновики планов, с которыми вы будете работать дальше.

Тюменским выпускникам «ШТЛ» тоже было, что сказать в ответ педагогам.

Директор по проектам и режиссер камерного театра «Солнце Сибири» (ex-Буриме), Елена Молдованова: В театр пришла из управленческой среды и всегда ломала голову над тем, могу ли использовать эти знания в театре. И уже четыре года я работаю имея эти знания, но не используя их. Очень здорово, что город сделал нам такой подарок, и мы теперь перед ним в долгу, так как должны показать, что мы что-то получили после прохождения «ШТЛ». Самое главное приобретение – как раз не знания, а видение нашей организации со стороны. Конечно есть обратная связь от города, но обратная связь от людей, которые понимают, что такое театр, разбираются в разных жанровых структурах – это очень важно. Теперь, когда мы видим, мы можем действовать намного лучше.

Фотограф: Русалина Ситдыкова

Материал подготовила Дарья Вехтева

 


  • Екатерина Алексеенко: Независимые театры Тюмени – это та уникальность, которую можно представить в Москве
  • Екатерина Алексеенко: Независимые театры Тюмени – это та уникальность, которую можно представить в Москве
  • Екатерина Алексеенко: Независимые театры Тюмени – это та уникальность, которую можно представить в Москве
  • Екатерина Алексеенко: Независимые театры Тюмени – это та уникальность, которую можно представить в Москве
  • Екатерина Алексеенко: Независимые театры Тюмени – это та уникальность, которую можно представить в Москве
Комментарии (/articles/130586-ekaterina-alekseenko-nezavisimye-teatry-tyumeni-eto-ta-unikalnost-kotoruyu-mozhno-predstavit-v-moskv/)