Live

Андрей Тульнов: Стрит-фотография – это полная импровизация

Андрей Тульнов: Стрит-фотография – это полная импровизация
Стрит-фотограф и организатор выставки Innervisions Андрей Тульнов специально для Moi-portal.ru рассказал о самом проекте и особенностях жанра стрит-фотографии.

В Тюмени уже несколько недель проходит передвижная выставка уличной и документальной фотографии проекта Innervisions. Стрит-фотографии еще можно успеть увидеть до 9 октября в ИБЦ ТюмГУ (3 этаж, Семакова 18) Проект «Innervisions» проходит ежегодно и объединяет персональные и коллективные выставки известных российских фотографов. Работы авторов представляют собой классические документальные стрит-фотографии, и урбанистические пейзажи и фотоэпизоды частной жизни.

Moi-portal.ru: Как родилась идея создания выставки?
Андрей Тульнов: Все началось с другого конца. Два года назад появилось помещение под разовую выставку. Помещение было большое, но был и существенный недостаток – удаленность от центра Москвы. Как привлечь публику? Пригласить к участию побольше интересных авторов. Таким образом ситуация сама способствовала рождению большого коллективного проекта, который вскоре стал передвижным. Основная тема первого сезона – уличная фотография. Но уже тогда было несколько выставок и на другие темы. Во втором сезоне мы сформулировали это как авторская независимая документальная фотография, посвященная визуальному исследованию среды обитания человека.

Почему вы выбрали именно такое название для выставки?
– С названием связана интересная история. Когда работа над подготовкой первого сезона уже близилась к завершению, названия еще не было. Я постоянно ломал над этим голову, но безуспешно. Однажды мне в руки попал какой-то буклет, а в нем эпиграфом была цитата Александра Слюсарева. Он упоминал альбом Стиви Уандера Innervisions и говорил о том, что это слово подошло бы к тому направлению фотографии, когда мир реального лишен привычных связей, и вещи приобретают иную визуальную функцию. Мне очень нравится, когда в фотографии появляется нечто большее, чем было в действительности. Сюрреализм, если можно так сказать. Иногда явный, но чаще скрытый – волнующий или наоборот, звучащий умиротворяющим камертоном. В общем, цитата про Innervisions попалась мне тогда очень вовремя.

Выставка Innervisions проходит уже второй год подряд. Стало ли в этом году больше участников? Расскажите о  промежуточных итогах работы выставки в этом году.
– Уточню, что это не одна выставка, а несколько: программа второго сезона задумывалась так, чтобы экспозицию можно было трансформировать под разные выставочные площадки. Участников я не считал, массовость не была в приоритете. Основная задача второго сезона – выход на новый качественный уровень. Об итогах сложно говорить, скорее об опыте. Второй сезон дался очень нелегко, ведь всё делает небольшая группа энтузиастов. На печать выставки средства собирали с помощью краудфандинга. Для таких проектов, как наш, успешность народного финансирования – исключительный случай. Если говорить о достижениях, то во-первых, очень здорово, что благодаря поддержке компании Fuji удается сопровождать выставки второго сезона творческими встречами. А во-вторых, очень радует, что мы регулярно получаем приглашения в разные города. Но, к сожалению, из-за отсутствия финансирования чаще приходится отказываться.

Выставка переезжает из города в город. Какой самый необычный отзыв вы слышали о выставке? И как в целом и в частности относятся жители разных городов к вашему проекту?
 – Отзывы очень разные. От благодарностей за показ именно такой фотографии, отличающейся как от популярных банальных красивостей, так и от классической документалистики в престижном сейчас формате фотоисторий. Собственно, за это же самое проект получает и отрицательные отзывы, так что все сбалансировано. В разных городах принимают по-разному. В каждом городе обязательно случается несколько интересных встреч, которые очень дороги. Но есть и общая тенденция: к сожалению, фотосообщества почти везде зациклены на самих себе. Вроде бы, интернет давно дал возможность смотреть на мир более широко, но процент не зашоренных людей очень мал. Как более эффективно встроить в реальность такие проекты, как наш, пока не понятно.

Почему вы решили заняться стрит-фотографией?  
– Мое более-менее осознанное занятие фотографией началось лет десять назад с серии «Артефакты». Я лазил по подворотням и стройкам в поисках безлюдных сюжетов, в которых утилитарность приобретала, как мне казалось, новые смыслы. Примерно тогда же я начал фотографировать в театре. Съемка спектакля для меня тогда была чем-то вроде охоты из засады: поймать не только самый пиковый эмоциональный момент сцены, но и чтобы все актеры находились в выгодном освещении и расположении относительно друг друга. А лет пять назад я вовсю увлекся уличной фотографией. Я думаю, что это было логичным развитием: соединить реальные уличные декорации с реальными «актерами» – прохожими.

В чем, по-вашему мнению, особенность жанра стрит-фотографии? И что этот жанр может рассказать обществу?
– Особенность в том, что у стрит-фотографии нет никакой заранее заданной задачи и никакого прикладного назначения. Это всегда полная импровизация, поэтому в ней обязательно должен быть драйв. В отличие от репортажной фотографии, она рассказывает не о событии, а о состоянии, сиюминутном впечатлении. Обществу стрит-фотография ничего не должна рассказывать. Скорее, это более интимный диалог со зрителем. Этот жанр не манифест и не документ. Опосредованно стрит-фотография, конечно, фиксирует повседневность для истории, но это, так сказать, не входит в ее прямые обязанности.


Сталкивались ли вы с откровенно негативным отношением к работам, которые представлены на Innervisions?
– Вы затронули серьезную проблему. Вообще-то, с негативным отношением к работам и к выставкам в первую очередь сталкиваются те зрители, которые это негативное отношение заведомо несут в себе. И сталкиваются они с этим внутри самих себя. В последнее время пошла дурная мода выплескивать этот негатив в нецивилизованной и даже противозаконной форме. К счастью, с нашим проектом ничего подобного не случалось. Хотя однажды для перестраховки по просьбе галереи нам пришлось заменить вполне невинную фотографию на афише. Крайне неприятная ситуация.

Как можно стать участником вашей выставки в следующем году? Участники выставки проходят отбор и участвовать может каждый, и вы сами приглашаете фотографов, чьи работы вам нравятся?
 – Наверное, со стороны проект кажется немного не таким, какой он есть изнутри, поэтому мой ответ для кого-то покажется неожиданным. Во-первых, не факт, что в следующем году будет третий сезон. К сожалению, реальность пока такова, что мне, как организатору, не удается совмещать нагрузку по проекту с чем-то еще. Проект убыточен, поэтому я вынужден искать другую работу. К тому же мне бы хотелось вернуться собственному творчеству.

Но это не значит, что проект будет свернут окончательно. Мы будем развивать наш сайт – innervisions.ru . Будем публиковать там интервью, галереи фотографов, рассказы про интересные проекты, обзоры техники и пр. Обязательно будем развивать наш конкурс, который пока существует только в Инстаграм. В конкурсе может участвовать каждый, а если будет третий выставочный сезон, то будет или кураторский отбор, как было раньше, или жюри. Что-то интересное мы обязательно придумаем.

Материал подготовила Дарья Вехтева
Фотографии в тексте - из архива Андрея Тульнова
Фотографии в слайдере Русалины Ситдыковой

  • Андрей Тульнов: Стрит-фотография – это полная импровизация
  • Андрей Тульнов: Стрит-фотография – это полная импровизация
  • Андрей Тульнов: Стрит-фотография – это полная импровизация
  • Андрей Тульнов: Стрит-фотография – это полная импровизация
  • Андрей Тульнов: Стрит-фотография – это полная импровизация
  • Андрей Тульнов: Стрит-фотография – это полная импровизация
  • Андрей Тульнов: Стрит-фотография – это полная импровизация
  • Андрей Тульнов: Стрит-фотография – это полная импровизация
  • Андрей Тульнов: Стрит-фотография – это полная импровизация
  • Андрей Тульнов: Стрит-фотография – это полная импровизация
  • Андрей Тульнов: Стрит-фотография – это полная импровизация
  • Андрей Тульнов: Стрит-фотография – это полная импровизация
  • Андрей Тульнов: Стрит-фотография – это полная импровизация
  • Андрей Тульнов: Стрит-фотография – это полная импровизация
  • Андрей Тульнов: Стрит-фотография – это полная импровизация
  • Андрей Тульнов: Стрит-фотография – это полная импровизация
  • Андрей Тульнов: Стрит-фотография – это полная импровизация
  • Андрей Тульнов: Стрит-фотография – это полная импровизация
  • Андрей Тульнов: Стрит-фотография – это полная импровизация
Комментарии (/articles/134020-andrey-tulyanov-strit-fotografiya-eto-polnaya-improvizatsiya/)