Live

Учимся писать стихи

Учимся писать стихи
Оставим в стороне сложную технику написания стихов, определение поэтических приемов, размеров, метров, стоп, рифм и прочих литературоведческих финтифлюшек. На самом деле каждый человек может писать стихи. Просто не каждый об этом знает. Главное дать свободу своему воображению что-то придумать и зарифмовать. Как это делается? Очень просто. 

Оставим в стороне сложную технику написания стихов, определение поэтических приемов, размеров, метров, стоп, рифм и прочих литературоведческих финтифлюшек. На самом деле каждый человек может писать стихи. Просто не каждый об этом знает. Главное дать свободу своему воображению что-то придумать и зарифмовать. Как это делается? Очень просто.

Берем любое слово. Например, слово «потерял». Какую рифму можно придумать к этому слову? Например: «поменял», «восхвалял», «изменял», «желал», «плутал», «скакал», «таскал», «вмещал», «нырял», «знал», «гулял», «умилял», «приручал», «укреплял», «разрыхлял», «сообщал», «настоял», и т.д. и т.п. Сотни слов можно придумать в рифму. Кстати, придумывание рифм – само по себе отличное упражнение для ума.

Выбираем в качестве парной рифмы слово «гулял». Пробуем построить из этих двух слов законченное, а главное осмысленное предложение. Тут надо подумать: «потерял» и «гулял»… Кто на это способен? Это должно быть какое-то живое существо – человек, изюбрь, кот, жираф, барсук, бегемот, осел, а может быть и длиннохоботный долгоносик… Впрочем, возьмем, к примеру, кота.

Итак, рифмуем. Что получается?Однажды кот… потерялКогда… гулял.

Что кот мог потерять? И где он мог гулять? Допустим, вот так:Однажды кот свой хвостик потерял,Когда во тьме ночной по улице гулял.

Или:Однажды кот терпенье потерял,Когда по крыше с кошечкой гулял.

Или, например, вот так:Однажды кот котенка потерял, -Котенок просто взял и убежал…

Нет, это слишком грустно. Остановимся лучше на первом варианте. И придумаем продолжение. Итак:

Однажды кот свой хвостик потерял,Когда во тьме ночной по улице гулял.

Каким может быть продолжение? Раз он что-то потерял, значит, он должен что-то найти – логично? Берем слово «нашел». Придумываем к нему рифму. Например, «вошел», «подошел», «зашел», «перешел», «ушел»… Подходящих рифм мало.

Берем тогда другое слово. Думаем: когда, где и как кот мог что-то найти? Например, раз он гулял ночью, значит, мог найти свой хвостик утром или днем. К слову «утром» подобрать рифму еще сложнее. Пойдем на хитрость. С чем ассоциируется утро? С рассветом, восходом солнца, светом, зарей… Возьмем последнее слово – «заря». Какие рифмы можно подобрать? Например, «беря», «деря», «благодаря», «декабря», «дикаря», «монастыря», «секретаря», «главаря», «снегиря», «фонаря», «горя», «боготворя», «зря»…

Возьмём парную рифму – «заря» и «зря». И получим:

Но вот… заря,Нашелся… зря.

Итак… Подставляем нужные слова и получаем:Но вот на небе вспыхнула заря – Нашелся хвостик. День прошёл не зря.

Или:Но вот взошла на небосвод заря – Нашелся хвостик. Плакал кот наш зря.

Или вот так:Но вот при свете утренней зари – Нашелся хвостик, черт его дери…

Итак, получилось четверостишие:Однажды кот свой хвостик потерял,Когда во тьме ночной по улице гулял.Но вот при свете утренней зари – Нашелся хвостик, черт его дери…

И самое главное. – Не забывайте под каждым своим творением ставить дату написания – так будет удобнее, потом сортировать стихи, если их будет много.

Как видите, в стихосложении нет ничего сложного. Придумайте некую ситуацию и ищите ключевые слова, которые можно зарифмовать. А потом – просто добавляйте к зарифмованным словам уточняющие и связывающие их воедино словосочетания.

И не слушайте высоколобых литературоведов, которые утверждают, что нормальные поэты так стихи не пишут. Если есть желание писать – обязательно пишите и у вас все получится.

Подготовил: Иван Семенов

Фото: http://webmasterok.biz/

Комментарии (/articles/15777-uchimsya-pisat-stikhi/)