Live

Болонский процесс: за и против

Болонский процесс: за и против
О болонской системе образования и сегодня много спорят в тюменской преподавательской среде. Есть и сторонники, и противники применения европейских стандартов на непослушный русский ум. Теме реформирования высшего образования посвящаются конференции, семинары, круглые столы, монографии, статьи, только что на заборах не пишут. Но никто не задаётся главным вопросом. Кому это выгодно и кто от этого выиграет?

О болонской системе образования и сегодня много спорят в тюменской преподавательской среде. Есть и сторонники, и противники применения европейских стандартов на непослушный русский ум. Теме реформирования высшего образования посвящаются конференции, семинары, круглые столы, монографии, статьи, только что на заборах не пишут. Но никто не задаётся главным вопросом. Кому это выгодно и кто от этого выиграет?

Парадоксы современного образования

В Тюмени еще не успели утихнуть разглагольствования по поводу мнимого объединения двух крупнейших ВУЗов города: ТГУи ТГНГУ, а наши чиновники окончательно прировняли систему высшего образования к европейским стандартам. А всё-таки, весьма любопытно понять, в чём реальный смысл всех этих разговоров о болонском процессе?

Ответ на вопрос лежит в плоскости понимания сути современного российского образовательного процесса. Главная проблема заключается в том, что результаты ЕГЭ в разные годы проведения эксперимента стабильно разочаровывали. Многие эксперты заявляют о том, что результаты тестирования не дают объективной оценки знаний, а процедура его проведения до конца не отработана. Предположения о том, что государство, возможно, поторопилось с утверждением обязательной формы ЕГЭ, звучат из уст видных политиков, представителей в сфере образования, родителей школьников и абитуриентов. К тому же, как выяснилось, обещанной правительством общественной экспертизы результатов эксперимента по ЕГЭ так и не было проведено.

Ситуация осложняется ещё тем, что ЕГЭ – не более чем один из инструментов оценивания школьников. Не больше того. Он не способен решить ни одной проблемы (а их масса – и «натягивание» оценок, и низкое качество преподавателей, и нежелание школьников ничего учить, а желание лишь получить заветную корочку). Согласитесь, наивно полагать, что новый, пусть даже самый точный и современный градусник поможет вылечить больного раком. Более того, с помощью одного только градусника невозможно даже диагноз правильный поставить, так что лучше даже и не говорить про объективность оценки нашего образования по результатам ЕГЭ.

Образование не для всех

Вся проблема в том, что болонская система предполагает определённую шкалу соотношения высшего и низшего, когда есть деление образовательного процесса на уровни. Поэтому злополучный процесс объединения крупных ВУЗов в России является следствием причины, что состоялся переход на болонскую систему. Власть намеренно создаёт несколько десятков мощных университетов как раз по западному образцу. Непонятно другое. Что будет с другими ВУЗами области, которые университетами называются только на бумаге, а на самом деле это уровень кулинарного техникума? Это хотя и концептуальная проблема болонской системы, но далеко не главная.

В чём суть болонской системы, если её свести к чистой логике. Возникает, как бы, двухконтурный тип образования: бакалавриат и магистратура.

Продолжительность обучения на первом цикле должна быть не меньше трех и не больше четырех лет. А обучение в течение второго цикла может вести к получению степени магистра. Тут, конечно, можно много и красиво говорить о преимуществах болонской системы, но преимущества эти хороши в теории, на практике получается нечто другое.

Нам говорят, что бакалавриат должен быть тесно связан с жизнью, что такой студент должен реализовываться и обретаться в практических нуждах сегодняшнего дня. Очень хорошо. Вчера наплодили юристов и экономистов, люди заплатили деньги, учились, получили диплом. А завтра конъюнктура рынка изменилась, как это часто бывает, и человеку говорят, мол, извини, больше не нужны экономисты и юристы.

Нам говорят, что обеспечивается высокое качество образования, разрабатываются общеевропейские методологии и концепции. Но при этом забывают о главном. — О фрагментарности образования. Основная масса студентов, которая останавливается на бакалавриате не получает полного образования. У таких студентов нет широкого кругозора, их не учат учиться. Они в будущем не будут способны мыслить масштабно, подстроиться под изменения глобального мира они не смогут, это специалисты одного дня. Их готовят в качестве функции, которая прилепляется к определённому виду деятельности, и если эта структура вдруг разрушилась, то и эта функция в лице человека становится не нужной. Грубо говоря, это подготовка образовательных импотентов, которыми можно легко манипулировать.

Нам говорят, что болонская система обеспечивает мобильность, позволяет студентам перемещаться по всему миру и учиться в Европе. Очень хорошо. Каждое лето небольшой процент тюменских студентов действительно летает в Америку по специальной программе «Work and travel». Но почему-то эти поездки совпадают с туристическими маршрутами, а суть этой программы и вовсе заключается в предоставлении работы тюменским студентам в сфере обслуживания.

Нам говорят о введении европейской системы зачетных единиц трудоемкости дисциплин – ECTS(European Credit Transfer System). Вместо классических оценок вводится понятие «кредит» как единицы измерения, с помощью которой оценивается сложность предмета. Кроме того, студенту предоставляется возможность самому выбирать предметы, которые он желает изучать. Судите сами. Поскольку нужно набрать определённое количество «кредитов» студент пойдёт по пути наименьшего сопротивления. На каких курсах он остановит свой выбор? Конечно, на самых простых, где не надо особенно трудиться. Он не будет записываться на курсы где высокие требования профессуры. А это приводит к тому, что будут неминуемо вымываться из учёной среды наиболее требовательные преподаватели. Очень может быть, что в конечном итоге останутся лёгкие курсы и предметы. Тем самым уровень образования понизится. Кроме того, это приведёт к серости в преподавательской среде. Штука в том, что если студенты не будут посещать занятия преподавателя, каким бы талантливым он не был, его могут уволить.

Эффект бумеранга

Как было раньше? Если вчерашний школьник поступал в университет и успешно его заканчивал, он вполне заслуженно получал звание специалиста и мог продолжить своё обучение в аспирантуре. Будучи студентом, его специализация в освоении основных, общеобразовательных дисциплин не учитывалась.

Как будет теперь? Болонская система предполагает как раз фрагментарное образование. Такой студент не способен видеть целое, так как его этому не научили. Таким человеком легко манипулировать, подменяя понятия целого фрагментами.

Болонская система, по сути, это бумеранг, которым власть норовит угодить в себя. Дело в том, что когда намеренно начинают рушить систему образования, понижая образовательную планку, то это возвращается к их детям. Если взглянуть на современную политическую элиту Европы, то становится ясно, почему там всерьёз подумывают о реформах в сфере образования. И больше того становится понятно, для каких таких целей применяются подобные образовательные реформации в нашей стране.

Текст: Иван Семенов

Фото: http://www.rea.ru/

Комментарии (/articles/15781-bolonskiy-protsess-za-i-protiv/)