Live

Новый закон «Об образовании»: за и против

Новый закон «Об образовании»: за и против
Тема образования традиционно одна из самых сложных и актуальных в нашей стране. Зачастую проблема реформирования системы образования раскалывает российское общество на два лагеря. За примерами далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить злополучный Болонский процесс и присоединение к нему России. (Более подробно см. здесь). В наступившем 2013 году в России вступит в силу новый закон «Об образовании в РФ». Что это за закон? Какими будут последствия его принятия?

Тема образования традиционно одна из самых сложных и актуальных в нашей стране. Зачастую проблема реформирования системы образования раскалывает российское общество на два лагеря. За примерами далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить злополучный Болонский процесс и присоединение к нему России. (Более подробно см. здесь). В наступившем 2013 году в России вступит в силу новый закон «Об образовании в РФ». Что это за закон? Какими будут последствия его принятия?

21 декабря 2012 года Госдума принимает закон «Об образовании» в третьем чтении. 26 декабря Совет Федерации его поддерживает. «Но основные нормы закона вступят в силу с 1 сентября 2013 года», — как справедливо отмечает Российская Газета. В принятом законе прописываются нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное — начальное, среднее, высшее, а также дополнительное образование. По сути, он заменяет два действующих закона – «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Итак, что мы имеем в новом законопроекте об образовании? Если почитать первые статьи закона, то там говорится о гарантиях бесплатного образования и другие красивые слова: что должны быть квалифицированные учителя, замечательные условия пребывания учащегося в школе или в вузе. Из ключевых моментов можно выделить, что законом устанавливается, что зарплаты учителей не могут быть ниже уровня средней зарплаты работников, занятых в экономике субъекта РФ.

«Закон имеет стратегический и системный характер», — заявил ИА Regnumэкс-глава Рособразования, член комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин из «Единой России». «Закон комплексно регулирует отношения в сфере образования, учитывает современные потребности образовательной практики, общие тенденции социально-экономического развития страны и мировые тенденции развития образования», — сказал парламентарий.

Это, конечно все хорошо, но что мы имеем на практике? Если немного углубиться в чтение этого законопроекта, то оказывается, что за громкими фразами нет практически никаких гарантий.

Например, очевидно, что «новый Закон» не гарантирует бесплатных знаний, достаточных для поступления в вуз. То есть он гарантирует только минимум знаний для сдачи ЕГЭ, чего, естественно, недостаточно. А с прямо скажем «идиотской» отменой стандарта (2001) для средней школы, например, стало вообще непонятно, что дети будут изучать на уроках русской литературы: будет ли «Преступление и наказание» или «Отцы и дети»? Или в одной школе это будут преподавать, а в другой нет. А потом все удивляются, почему там учат хорошо, а вот здесь плохо?

К слову, есть теоритический базис. Надо изучать что такое конфликт, что такое литературный герой, что такое поэтика. Но на каком материале это изучать — уже не упоминается. Учитель волен преподавать по материалам книг о Гарри Поттере и вообще чего угодно, и таким образом переводить изучение литературы, например, полностью на коммерческие рельсы.

Порой складывается впечатление, что разработчики реформы образования считают, что наибольшую опасность для государства представляют люди образованные. Чем ниже уровень образования, тем ниже, с их точки зрения, будут запросы населения.

Кстати, недавно в этом ключе выразился депутат Госдумы и лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский, сказав, что у нас переизбыток образованного населения. Как можно относиться к этим словам? А как относиться к словам скандально известного депутата «Единой России» Ильи Костунова, который в интервью изданию Public Post, сказал: «Самый тупой депутат умнее среднестатистического гражданина»?

Теперь касаемо академических свобод и свободы преподавания вообще. Давайте так, новый «Закон об образовании» отбрасывает нас далеко назад даже по сравнению с Университетским уставом 1904 года и это не шутка. Судите сами: механизмы самоуправления в вузах нигде не прописаны. Следствием этой причины может быть увольнение любого преподавателя за активную политическую позицию, то есть за что угодно. В Тюмени совсем недавно был один такой случай. Кандидат филологических наук, преподаватель ТюмГУ Андрей Кутузов был осужден по экстремистской 280-ой статье весной 2011 года, его приговорили к условному сроку и уволили из университета. По версии следствия Кутузов раздавал на одном из митингов листовки с экстремистскими призывами против сотрудников милиции.

Если в действующем законе нельзя проводить агитацию политических партий, то в новом законопроекте все немного по-другому. И там уже включается очень странная формулировка: «способствовать принуждению к принятию или отрицанию политических, религиозных или иных убеждений». Что это значит? И что конкретно значит «иных убеждений»? А значит это то, что сюда можно отнести любую преподавательскую позицию, в том числе и по научным вопросам. И в результате мы получаем еще один механизм давления руководством учебного заведения на преподавательский состав.

И последнее, но очень важное и что понять никак нельзя. – Это 91-я статья данного законопроекта. Впервые за всю историю России и в том числе Российской Империи – религиозное образование фактически признается на государственном уровне как часть единой образовательной системы. Зачем это?! Мы помним ситуацию в Ставрополье с девочками, пришедшими в школу в хиджабах. И если религиозное образование у нас будет внедрено на государственном уровне, то к никакой консолидации российского общества это не приведет.

Текст: Иван Семенов

Комментарии (/articles/15873-novyy-zakon-ob-obrazovanii-za-i-protiv/)