Live

Развитие потребительского рынка в Тюменской области

Развитие потребительского рынка в Тюменской области
Состояние, структура, тенденции и динамика развития потребительского рынка отражают социально-экономическое положение региона в целом. Потребительский рынок товаров и услуг является одним из наиболее развивающихся сфер экономики Тюменской области. По состоянию на 01.01.2014 года на территории Тюменской области функционирует более 15 915 объектов потребительского рынка, в том числе: 9815 объектов торговли, из них 9267 объектов розничной торговли, 14 розничных рынков, 534 объекта оптовой торговли; 2207 предприятий общественного питания; 3893 объекта бытового обслуживания.

Торговля является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики региона. Начиная с 2001 года, оборот розничной торговли характеризовался устойчиво высокими темпами роста. Исключение составил 2009 год, когда последствия экономического кризиса, снижение реальных доходов населения отразились на динамике и структуре развития торговли. После незначительного снижения оборота розничной торговли с 2010 года отмечается его ежегодный прирост.К примеру, в 2012 году доля торговли в структуре ВРП Тюменской области составляла 14,4 % и занимала второе место после обрабатывающих производств.В 2013 году:— доля налоговых платежей в общем объеме поступлений в бюджетную систему Российской Федерации составила 8,2%;— инвестиции, направленные на развитие торговли составили 2627,3 млн. рублей или 1,4% в общем объеме инвестиций в основной капитал.В целом, улучшение ситуации в экономике Тюменской области, увеличение денежных доходов населения и оживление потребительского кредитования способствовали увеличению оборота розничной торговли.В 2013 году оборот розничной торговли составил 286,2 млрд. рублей, темп роста к 2012 году — 108,9 %. На душу населения продано товаров на сумму 204, 8 тысяч рублей, что выше среднероссийского показателя на 24%.По информации Росстата по показателям – темп роста и оборот розничной торговли на душу населения в 2013 году Тюменская область занимала 6-е место среди субъектов Российской Федерации. Ежедневно жителям и гостям Тюменской области продавалось товаров на сумму более 784 млн. рублей.По данным Главного управления Банка России по Тюменской области за 2013 год потребительских кредитов выдано на сумму 19,9 млрд. рублей, что в 1,24 раза больше, чем за 2012 год, что способствовало повышению покупательной способности населения.По данным Тюменьстата за 2013год среднедушевые денежные доходы населения на 1 жителя в месяц составляли 25,0 тыс. рублей при темпе роста 110,2% к 2012 году, среднемесячная номинальная заработная плата – 31,6 тыс. рублей (110,6%). По темпам роста реально располагаемых денежных доходов населения Тюменская область занимает 1 место среди субъектов Уральского Федерального округа.Произошли изменения в структуре оборота розничной торговли: удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в 2009 году составлял 52,2% при среднем за 2001-2008 годы – 47,6%. Таким образом, можно сделать вывод, что население Тюменской области больше тратило на приобретение продовольственных товаров. Изменение структуры оборота розничной торговли обусловлено сложившейся ситуацией 2009 года в связи с финансово-экономическим кризисом. Сложившаяся в 2009 году тенденция в изменении структуры оборота сохранялась и в 2010 году.Начиная с 2011 года, ситуация изменилась — продажи непродовольственных товаров росли более быстрыми темпами по сравнению с продовольственной группой. Так, темп продажи промышленных товаров за 2011 год составлял 115,6%, в тоже время продажа продуктов питания сократилась на 4,3%. За 2011 год соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в розничной торговле показывало увеличение доли последних (удельный вес пищевых продуктов – 49,3%, непродовольственных товаров — 50,7%,). В 2013 году удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составлял 46,7%, непродовольственных товаров — 53,3%.За 6 месяцев 2014 года оборот розничной торговли составил143,35 млрд. рублей, темп роста к аналогичному периоду 2013 года — 103,4 %. На душу населения продано товаров на сумму 102,6 тысяч рублей. В январе — июне 2014 года положительные темпы роста оборота розничной торговли продолжились и обеспечивались за счет роста продажи  непродовольственных товаров. По итогам первого полугодия 2014 года оборот розничной торговли непродовольственными товарами составил 77,3 млрд. рублей, темп роста к аналогичному периоду 2013 года – 104,5%, оборот продовольственными товарами – 66,1 млрд. рублей, темп роста – 102,0%. В структуре  оборота розничной торговли реализация непродовольственных товаров росла более быстрыми темпами по сравнению с продуктами питания. Удельный вес непродовольственных товаров составлял 53,9%, пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий – 46,1%, (в 1 полугодии 2013 года 53,5% и 46,5% соответственно). Ежедневно жителям и гостям Тюменской области продавалось товаров на сумму более 790 млн. рублей.Торговая отрасль является лидером по количеству созданных рабочих мест. Это отрасль с высоким уровнем занятых в экономике Тюменской области, которая обеспечивает рабочими местами значительную часть населения в трудоспособном возрасте.Следует отметить вклад торговли в общее развитие предпринимательства в регионе, так как зачастую, именно торговля является для многих предпринимателей «первым шагом» в бизнесе.В 2013 году удельный вес среднесписочной численности работников малых предприятий, занятых в сфере оптовой и розничной торговли, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования составил 28,5% в общем количестве работников малых предприятий (включая микропредприятия).   В Российской Федерации около 58,4% оборота малых предприятий приходится на сектор торговли. В Тюменской области данный показатель составил 57,1%.Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере торговли способствует повышению конкуренции в данной сфере деятельности, стабилизации уровня цен, не позволяет крупным торговым сетям диктовать свои условия на рынке. Кроме того, малые и средние торговые предприятия часто первыми начинают продажи новых видов товаров, производители которых еще не достигли необходимого масштаба для создания широкой дистрибуции и выхода в розничные сети. Поддержка малого бизнеса в Тюменской области является одной из приоритетных задач органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.Источник: Официальный портал органов государственной власти.

Комментарии (/articles/16236-razvitie-potrebitelskogo-rynka-v-tyumenskoy-oblasti/)