Live

В Тюмени на выходных рассказывают о креативной экономике и урбанистике

9 Декабря 2016, 15:40 Мой портал
10 декабря в 13:00 в демократичном кафе «Среда» пройдет вторая встреча в зимнем сезоне проекта «КонцептХаб» на тему «Креативная экономика: профессиональные стратегии». В преддверии лекции бизнес-тренера Катрины Меньшиковой, давайте вспомним тезисы с выступления предыдущего оратора создателя и руководителя московского Института прикладной урбанистики  «Городские сообщества: право на город» Святослава Мурунова

О горожанах и при чем здесь идентичность

Ввожу три определения «городское сообщество», «город» и «человек». Итак, начнем с определения «человек», ведь городские сообщества состоят из живых людей. Мы называем его – « горожанин». Базовый параметр определения- это идентичность, которая является частью личности. Идентичность формируется теми уникальными особенностями территории, на которой мы проживаем. Есть такое понятие, как «пространственная идентичность»т.е. какие места в городе вызывают у вас эмоции, проступают у вас в сознании, когда вы говорите про город. У каждого из вас есть любимые места: родной дом, школа, место работы, быть может торговый центр или «Макдональдс». У многих эти места пересекаются, поэтому мы можем говорить, как об индивидуальной, так и коллективной идентичности. Все это характеризует идентичность.

Идентичность-это тот параметр, который показывает, как человек относится к городу и какой частью города себя считает. Чаще всего идентичность формируется на ощущениях, на эмоциях. И разговоры в городе про идентичность, конечно, ведутся. И это как раз то, что у горожанина всегда можно вскрыть. Характерно и появление нового типа идентичности: у нас появились «кочевники».  Для них идентичность формируется из разных городов, из разных территорий.

О времени и о том, куда мы его тратим

Еще один параметр, который является ключевым для описания человека- это время. Время становится ресурсом и понятие «свободное время» – время, которым вы распоряжаетесь, становится ключевой мотивацией для человека. Есть два понятие. Первое заключается в том, что наши люди живут не чувствуя под собой времени. Связано это с тем, что время очень неэффективно используется во многих российских городах. Например, сколько мы времени тратим на дорогу до дома, до работы и до мест, где нам интересно?  Города колоссально пожирают наше время.

Время является вашим ключевым капиталом и ресурсом. Например, если посчитать время, которое тратит человек на дорогу из спального района до офиса в центре Москвы, то выясняется, что 200-300 тыс. рублей москвич тратит на дорогу в год и плюс 3 часа своего свободного времени в день. Время становится ключевой мотивацией.
Нас тянет в места, которые отличаются своей многофункциональностью, то есть туда где мы можем получить разные возможности в одной точке. Например, чем хороши торговые центры? Здесь можно и покушать, и погулять, еще и ребенка развлечь. Или, например, почему нам не нравится госучреждения? Ведь эта безумная трата времени!

Для горожанина время должно быть обсуждаемой темой и конечно, в общественных местах должны появиться часы. Потому что наши города сейчас – это как типичная схема казино. В публичных местах часы исчезли и все стали думать, что у них много свободного времени, что бы, например, развлекаться. Ну, давайте, ребята, развлекайтесь!  Некогда проводили исследование, согласно которому выяснилось, что у подростков 30% свободного времени, у пенсионеров 100%, а вот у активно работающего поколения его почти нет. Замерьте свое время! Куда и на что в течении  дня вы его тратите. Сделайте замеры в течении месяца и вы увидите, сколько времени у вас остается на те же, к примеру, социальные связи, на капитал, на проработку собственной идентичности.

Кто такие «идеологи»,  «коммуникаторы» и «организаторы»

Социальная компетенция показывает, какую роль в обществе вы можете играть. Социальная компетенция есть у каждого. Через семью, через систему образования, через городскую среду, через сферу деятельности эти компетенции проявляются по-разному.
Первый вид - это «идеолог». Идеологов большого масштаба мало. Идеологические компетенции не развиваются и в системе образования. Система образования, пожалуй, вообще заставляет нас быть так называемыми «матричными структурами», где всегда нужно выбирать правильный ответ: не придумывать свой, а выбирать из предложенных.
Идеологи – это та компетенция, которая отвечает за «смыслы», за постановку целей, за формирование неких моделей, идей.

Второй вид – это «коммуникаторы». Эта компетенция отвечает за то, как мы общаемся с другими людьми. Они легко устанавливают связи, общаются с незнакомыми людьми. Есть и такое понятие как «внутренний коммуникатор». Но он, как правило, хорошо общается лишь в знакомой среде со знакомыми людьми. Кстати, а вот и отличие столичных городов от новых городов. В столицах, как правило, очень много «внешних коммуникаторов», открытых для любых новых знакомств, новых субъектов и коммуникаций. В регионах все хорошо общаются лишь в установленных правилах.
И самый важный тип коммуникаторов- это «эмоциональный коммуникатор». Они, как правило, какую-то рациональную информацию друг другу не передают. Женщины более эмоциональны чем мужчины, поэтому среди женщин больше «эмоциональных коммуникаторов».

Социальные коммуникаторы очень важны, потому что эмоции изначально запускают модель для какого-то сотворчества, это один из важнейших ресурсов для формирования чего-то нового. Это одна из важнейших компетенций для творчества, для решения кризисных проблем, для формирования каких-то новых субъектов. Художники, философы, музыканты- как правило и будут эмоциональными коммуникаторами.

К сожалению, у большинства эмоции спрятаны в так называемом «узком диапазоне». Например, как мы описываем хорошее настроение? Мы используем то всего три слова: «очень хорошо», «нормуль», «супер». Эмоциональный язык резко обеднен. А в каких местах мы можем испытать эмоции? Например, как проходит День города? Сцена, шарики, салют. Мы все стоим и не понимаем, что происходит и какие это эмоции? Исследования показали, что в определенный день недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота человек испытывает определенные эмоции. Так вот, по эмоциональности  День города приравнивается к пятнице, субботе.

И третья компетенция-это «организаторы». Эта компетенция превращает в деятельность то, что вы придумали. Организаторы работают с системами управления. И таких систем несколько, например, системы управления: «сделаю все сам» или «кто тут главный».
Старшее поколение, кстати, привыкло работать в очень сложных системах управления.
В любой деятельности, в любой организаторской компетенции есть такие измерительные параметры: каким количеством людей вы умеете управлять и в каком коллективе выработаете.

Есть только проблема: успешный городской предприниматель, успешный городской активист, городской эксперт –  это классический «3 в 1». Сам придумал, сам всех собрал, сам все организовал и сделал. И, пожалуй, это самые счастливые люди. Потому что, адекватное развитие все трех компетенций включается в понятие «саморазвитие».

О важности социальных связей

Рассмотрим такой параметр как «социальная связь». Сколько существует социальных связей и насколько они разнообразны? Социальных связей стало много. Развитие коммуникаций формирует большое количество социальных связей. Но их эффективность падает. Объясню почему. Социальные связи- это те связи, которые вы поддерживаете, т.е вы не просто знаете друг друга, а вы еще друг другу помогаете, обмениваетесь ресурсами. Социальных связей по количеству становится больше, но по качеству – меньше. На их развитие очень сильно влияет городская среда, городские события, образование и культура. Есть ли такие площадки в городе, где я могу познакомиться с новыми людьми и ступить с ними в коммуникацию? Знаете, пожалуй, нет таких мест, где мы могли бы вступить в сложную коммуникацию. Социальные связи влияют на вашу эффективность: чем больше у вас социальных связей, тем больше шансов, что вы чему-то научитесь.

О критериях успешности горожанина

Любая тема «Что такое город?» должна начинаться с вопроса «кто такой горожанин?». Успешные люди-это те люди, которые сами формируют мечты и цели и используют свои компетенции. Успешные в финансовом плане – те, кто правильно используют свое время и свои социальные связи. Грубо говоря ваш заработок определяется простейшей формулой: на сколько вы уникальны, с кем вы взаимодействуете, кем вы востребованы и сколько у вас на это есть время. В этом случае вы можете сами себе устанавливать заработок.Если, например, у вас есть уникальные компетенции, но нет времени их проявить- вы будете несчастливы.

О структуре "городских сообществ"

Что такое «городское сообщество»? Это самореализованная группа людей, вокруг какой-то социальной проблемы, субкультуры или вокруг какого-то типа деятельности. Ключевое слово здесь – самоорганизация. Для развития городских сообществ очень важно наличие таких мест, где вы можете кого-то узнать и понять, что у вас есть что-то общее с этим человеком. По этим причинам развиты сообщества велосипедистов и "мамочек".

Локальные сообщества, т.е общности по месту жительства не формируются. Нет такого пространства, где мы могли бы встретиться, задержатся и познакомится. Лифт, как общественное пространство не работает: во-первых тесно, во-вторых реклама весит, в-третьих в вашем сценарии нет такого, что надо здороваться, обмениваться данными и так далее.

Из чего сейчас состоит городское сообщество? Как правило, это небольшая группа активных людей, которые сформировали одного лидера. Лидер городского сообщества-это, как я уже говорил, классический «3 в 1»: сам придумал, сам сформулировал, сам организовал. Люди вокруг него разделяют ценности лидера, у них много социальных компетенции, но возможности их развить – нет, ведь вся коммуникация складывается через одного человека-лидера. Городское сообщество можно назвать «активным ядром». И вокруг него формируется «пассивное ядро». Пассивное ядро – это люди, которые имеют отношение к городскому сообществу лишь короткий промежуток времени. Например, учувствуют в деятельности этого сообщества.

Городские сообщества – это самый простой способ понять человека. Чем больше площадок таких сообществ, публичных площадок, тем больше возможности у других жителей, у эмигрантов, стать частью этого города.

Есть еще один круг – это «виртуальное ядро»,это те, кто про вас знает все, но не разу не участвовал в вашей деятельности. Например, возьмем группу в ВКонтакте. Участники этой группы и будут называться «виртуальное ядро». Будет и «активное ядро» – десять процентов от участников группы. Ну и без «пассивного ядра» не обойтись. 80 % «виртуального ядра» относятся к вам негативно или нейтрально, но чаще всего негативно.

Для чего нужно городское сообщество?

При развитии городского сообщества важно, как минимум, включение такта передачи социальной компетенции. Если вы научитесь внутри сообщества воспитывать и передавать социальные компетенции, это позволит вам сразу увеличить «активное ядро». Передача социальных компетенций внутри сообщества- это развитие внутри.
Между сообществами лежит несколько типов отношений. Например, обмен ресурсами. Он возникает когда два сообщества начинают какую-нибудь совместную деятельность.
Следующий тип – обмен компетенциями. Город должен придумывать свою уникальность. Источником вдохновения для этих идей является локальная культура. Условно говоря, чтобы преображать Тюмень и делать какие-то совместные события нужно брать не европейский опыт, а анализировать тюменские особенности. Есть еще один принцип, который позволяет удержать горизонтальность сети и сформулирован следующим образом «принципы сети важнее личности». Это означает, что принципы модели являются важнее, чем «я сказал» и «я хочу». Это не значит, что вы должны кому-то подчиняться. Как управляется сеть? Только на основании формирования общих ценностей.

Фото: Павел Галактионов
Материал подготовили Анастасия Наумова и Дарья Вехтева

Комментарии (0)