Live

Что такое креативная экономика?

Что такое креативная экономика?
17 декабря в 13:00 в демократическом кафе «Среда»  пройдет финальная встреча в зимнем сезоне проекта «КонцептХаб» на тему «Современное искусство: инструкция к применению» . В предверии лекции директора агентства «Streetart» и сооснователя фестиваля уличного искусства «Стенограффия» Евгения Фатеева, давайте вспомним тезисы с выступления предыдущего оратора.

Катрина Меньшикова – бизнес-тренер, консультант в сфере креативного и социального предпринимательства. Она говорила на тему «Креативная экономика: профессиональные стратегии»

Мы живем в удивительное время. После того, как человечество пережило несколько родов разных кризисов, мы столкнулись с чем-то совершенно новым. Понятно, что у нас у всех есть какие-то переживания, мы все ищем счастье, но впервые об этом стало нормально говорить вслух. Креативная экономика – это процесс, в котором мы сейчас находимся. Это не наука и не комплекс знаний. Меня занимают вопросы этики, креативной экономики и просто того, что надо делать, чтобы стать счастливой. Основные характеристики: высокая степень неопределённости, высокая роль новых технологий, большой объём уже существующих знаний и острая необходимость генерации новых.

Три кита креативной экономики

Первый кит – это книга Ричарда Флориды, которая называется «Креативный класс». Он говорит о том, что есть несколько мифов креативности. Один из них – это то, что креативность врождённое качество, доступное очень немногим. Он пишет об убеждении, что есть некая элита, обладающая творческими, креативными способностями, а все остальные – серое большинство. Он понимает креативность иначе и укладывает это в формулу "главное сделать что-то уникальное, что способен сделать только я".
Также Флорида много говорит о менеджменте. Например, о том, что задача вашего работодатель – это не выжить из вас все соки, а создавать условия для творческой реализации работников.
Второй кит – книги Джона Хокинс «Креативная экономика». Он архитектор, искусствовед. И у него свежий взгляд на экономику. Он очень много говорит о счастье, а ведь это так важно для каждого из нас.
Третий кит – Чарльз Лэндри с книгой «Креативный город». Он говорит о том, что прелесть нашей жизни – это постоянная включенность в мировые процессы. Он говорит о том, что главный фактор успеха города – это люди, которые в нем живут.

О теории «золотого миллиарда» под новым углом

Есть цитата: «Золотой миллиард, которому доступны все блага цивилизации». Сейчас миллиардами меряют все.
Вот, например, миллиарды людей собираются выходить на свою первую работу. Это могут быть десятилетние индийские подростки или американские ребята, заканчивающие колледж. Специалисты сходятся во мнении, что таких где-то около миллиарда. Через десять лет мы получим миллиард новых потребителей. Миллиард тех, кто будет делать деньги. Миллиард тех, кто будет приобретать товары и услуги. Штука в том, что выигрывают те страны, те направления, которые смогут привлечь этот миллиард. Для того чтобы быть способными их привлечь нужно, чтобы те, кто производит товары и услуги обладали тем же набором ценностей, теми же представлениями о прекрасном, тем же образованием, что и те, кто будет их потреблять. Иначе будут предлагать продукт, который не найдет отклик у этих потребителей.
Где же будут эти самые потребители? Это и есть тот самый миллиард. Вы относитесь к этой категории, если только собираетесь выйти на свою первую работу. История такая, что через десять лет у многих из нас может не быть работы, а у страны может не быть дополнительного источника доходов.

Что с этим делать?

Есть два варианта: можно просто посмотреть на этот ужас и остаться в стороне, а можно поступить иначе. Нужно оглянуться по сторонам, заметить на общие глобальные тренды, которые рано или поздно нас с вами коснуться. Почему я говорю с такой уверенностью, потому что к глобальным трендам относятся только те явления, которые отвечают трем критериям. Они не относятся к региону, они относятся только к стране и миру. Они будут влиять или уже влияют на значительную часть населения нашей планеты, и они создают глобальные сценарии или варианты этих сценариев. Пример глобального тренда: сравнить замер населения Земли в 1900 и 2000 годах и посмотреть что изменилось. Количество жителей планеты увеличилось – это факт. Мы рассматриваем тренды, как факты. Второй факт связан с тем, что очень сильно меняется сфера здравоохранения. Третий – длительность активной жизни продолжается.
По оценкам экспертов до 1935 года, от 30% до 70% существующих профессий может быть заменено механизмами. Еще один тренд – глобальное перераспределение товаров. Кстати, предпринимателями считаются все, кто способен производить новый продукт. Это не только те, кто строит бетонные заводы, но и остальные предпринимательские начинания, которые в том числе к креативному бизнесу. Согласно исследованию 2014-2015 года, многие, кто был способен создать креативный продукт, иммигрировали в США. Это все говорит о том, что мы находимся на переломном этапе.

Реальные кейсы

Расскажу историю. Три года назад одна молодая пара, работавшая в Москве на высокооплачиваемых работах, отправилась в путешествие по юго-восточной Азии, чтобы найти новое дело, которое отвечало бы их представлениям о прекрасном. И они наткнулись на старые прекрасные лодки, которые вдохновили их настолько, что они начали скупать старые судна. этих лодок они начали делать авторскую мебель. Этот бизнес уже три года развивается и работает, как коммерческий проект. Ребята очень активно продают мебель. Еще они занимаются благотворительностью. Вот вам байка на тему «креативная экономика и творческая индустрия».
Работодатели начинают ценить навык соединения несоединимого.
Поэтому вот вам еще байка. Двое друзей смотрели фильм «Властелин колец». И один из них сказал: «Ты знаешь, все эта, вся компьютерная графика, характеризуют поведение людей в чрезвычайных ситуациях». «Да» – ответил второй. И вскоре после просмотра этого фильма ребята разработали программное обеспечение. Их заказчиками стали пожарные и службы экстренного реагирования. А идея изначально родилась из просмотра фильма. В первую очередь сейчас компании ценят способность заметить что-то в одной среде и перенести эти знания на другую сферу деятельности.

О принципах креативной экономики

Мои товарищи недавно провели опрос, по результатам которого выявили три навыка, которые будут пользоваться успехом при работе в креативной среде: умение учиться, принимать решения в условиях неопределенных обстоятельств и практическое креативное мышление.
Итак, креативная экономика – это основана только на интеллектуальной деятельности.
Есть такое понятие, как «индекс инновационных городов». Ядро этого индекса – это культурные активы, места достопримечательности, творческие индустрии. Креативные творческие индустрии – это предпринимательская деятельность, основанная на культурных и творческих ресурсах. Сюда входит изобразительное искусство, издательское дело, архитектура, кино, мультимедиа, реклама, в некоторых странах – туризм, парки развлечений и многое другое.
В 2014 году в Британии большая часть креативной экономики была поддержана доходом от творческой креативной индустрии.
Ваша цель может быть любой: делать то, что вам нравится, просто заработать денег, придумать свой новый бизнес или решить какой-то социальный вопрос, который вас волнует. В зависимости от этого можно создать уникальные проекты и заниматься социальным предпринимательством.

Не стоит думать, что если вы из кретиативной среды и начинаешь заниматься предпринимательством, то у вас ничего не получится. Во-первых, научиться можно всему. Просто у разных людей это займет разное количество времени и усилий. Во-вторых, действительно есть люди с предпринимательской жилкой. Но всем нет необходимости перестраивать сознание на «бизнесовый» подход. Вы можете создать свой. Это как раз креатив.

Фотография Павла Галактионова
Материал подготовили Дарья Вехтева и Анастасия Наумова  

Комментарии (/articles/168287-chto-takoe-kreativnaya-ekonomika/)