Live

22 второго июня, ровно в 4 часа

22 второго июня, ровно в 4 часа
Слова Б. Ковынёв, музыка Ежи Питерсбургского.
1941 г.

Двадцать второго июня

Ровно в четыре часа

Киев бомбили, нам объявили,

Что началася война.

 

Кончилось мирное время

Нам расставаться пора.

Я уезжаю и обещаю

Верным вам быть навсегда.

 

И ты смотри.

Чувством моим не шути.

Выйди, подруга, к поезду друга,

Друга на фронт проводи.

 

Дрогнут колеса вагона,

Поезд помчится стрелой.

Ты мне - с перрона, я - с эшелона

Грустно помашем рукой.

 

Пройдут года

И снова я увижу тебя.

Ты улыбнешься, к сердцу прижмешься,

Вновь поцелуешь меня.

 

Скромненький синий платочек

Падал с опущенных плеч

Ты провожала, но обещала

Синий платочек сберечь.


Сочиненная в первые дни после фашистского нападения песня, носившая тогда название "Прощальная", впервые была исполнена бойцом РККА Н.И. Немчиновым 29 июня 1941-го. Позднее по фронтам "гуляли" десятки переделок композиции, первая публикация слов которой датирована заключительной декадой июня 1941-го.

В 1943-м поэт решил напомнить о своем авторстве. Явившись в редакцию журнала «Поэзия», он продемонстрировал главреду Сергею Красикову вырезку со стихотворением 2-летней давности за подписью "Б. Ковынёв", после чего попросил сравнить текст повсеместно исполняемой песни с принесенными им стихами. Редактор отказал поэту в авторском праве, поскольку композиция к тому времени считалась народной.

Поэт Юрий Бирюков в середине "нулевых" опубликовал в журнале «Родина» воспоминания Сергея Красикова об истории легендарной песни. По словам редактора "Поэзии", один из альтернативных вариантов "Двадцать второго июня" попал к нему от взводного 322-й штрафной роты Михаила Ключко. В тетради прошедшего сквозь войну штрафника поверх текста отмечалось: "Слова - народные, муз. - трофейная".

Причина отсутствия фамилии Георгия (Ежи) Петербургского в качестве автора музыки - особенности его биографии. Композитор попал в плен к Красной Армии 22.09.1939 под Белостоком. Избежать лагерей музыканту помогла всемирная известность (в числе его работ - легендарное "Утомленное солнце" и всенародно любимый "Синий платочек", написанный по мотивам польской версии "Небесна хусточка"/Niebieska chusteszka).

По ходатайству главного певца Советского Союза Леонида Утесова композитор стал гражданином СССР под именем Георгия Петербургского (вместо Ежи Питерсбургского). В годы войны музыкант в составе Армии Андерса побывал в Иране, Палестине и Египте, откуда эмигрировал в Аргентину. В Польшу и СССР композитор тогда не вернулся из-за укоров земляков в написании "Танго самоубийц" (оно же "Последнее воскресенье"/To ostatnia niedziela) - композиции, под звуки которой еврейский оркестр концлагеря Треблинка провожал отправлявшихся в газовые камеры узников...

Реабилитация Георгия Петербургского датирована 1982-м. Восстановления авторства над "Двадцать второго июня" и другими написанными им песнями скончавшийся в 1979 году композитор при жизни так и не дождался...

Отсутствие композиции на официальной эстраде исследователи объясняли тем, что песня якобы была живым укором военно-политическому руководству страны, убеждавшему народ в войне «малой кровью на чужой территории».

История  создания песни "Двадцать второго июня ровно в четыре часа" стала известна благодаря многолетнему исследовательскому труду историков-музыковедов Марины Смородинской и Юрия Бирюкова.

Источник: http://www.9maya.ru/2015/09/25/pesnya-22-iyunya-rovno-v-4-chasa-slushat-skachat-tekst-istor.html

Комментарии (/articles/283293-22-vtorogo-iyunya-rovno-v-4-chasa/)