Live

Дмитрий Зеленин о стрит-арте и фестивале «Морфология улиц»

Дмитрий Зеленин о стрит-арте и фестивале «Морфология улиц»
Фестиваль культурного проектирования «Морфология улиц» пройдет в Тюмени и ряде других городов с 19 мая по 23 июня. Стоит отметить, что подобного рода мероприятия в Тюмени еще не проводились. Редакции Портала удалось поговорить с идейным вдохновителем фестиваля Дмитрием Зелениным, который рассказал о стрит-арте в Тюмени, а также поделился всеми секретами «Морфологии улиц».


С чего все началось

«Цвет города» как арт-группа существует с 2012 года. Этот год называют «протестным» – именно тогда в стране произошел мощный выброс креативной молодой созидательной энергии, побуждающей к действию. Это стало хорошим поводом осмотреться вокруг себя, иначе увидеть привычные места – свой подъезд, свой дом, свой двор.

Первым нашим арт-объектом и стал подъезд дома на Лесобазе. На первом этаже подростки набили на стене «тату» нецензурного содержания. Для работы я привлек двух графитчиков, Оля Шумайлова сделала трафарет. Это было ключевым поворотным моментом, точкой отсчета – когда видишь, как простая картинка на стене фундаментально меняет локальную среду конкретного подъезда. А если это масштабировать?


Проект «Парадный подъезд», «Литературный бульвар», «Крапивинская линия», «Книжная полка» – темы преобразования городского пространства, как петли бабушкиной пряжи стали вплетаться друг в друга, один проект тянул за собой следующий.

Одним из первых моих мест работы был Тюменский Дом печати, где я трудился фотографом при издательстве. Очень долгое время был связан с книжными технологиями, был опыт самостоятельного издательства, вместе с коллегами из «Олмарпресс» сделали замечательную книгу-фотоальбом «Вдохновение» о Тюмени и большой том тюменской истории на 424 страницы – «Тюмень – мое достояние». Наверное, это стало мотивом появления серийной «литературной» темы в творчестве команды.

Сейчас, спустя шесть лет, эта деятельность уже вышла из пионерских штанишек и перерастает в общественное движение. Проекты получают свое продолжение в Омске, Сеяхе, Ростове-на-Дону. За время существования проекта через него прошло более 50 человек – одни приходили, другие уходили, как это часто бывает у творческих людей.


Сейчас мы стараемся более ответственно и продуманно подходить к организации городских и дворовых пространств. Виталий Диденко работает над создаем интерьеров школ и жилых домов, Паша Шепель и Лена Кураш оттачивают мастерство в 3D-рисунках, Мария Волкова мастер акварели и просто Мастер – маленькая и хрупкая, но волевая, может командовать бригадой из здоровых парней в условиях Крайнего Севера.

Сейчас чувствуется новый виток разогревающего интереса у творческой молодежи к арт-проектам, к созидательному, активному движению в сторону осмысления своего местонахождения в пространстве. Вопросы: «Для чего я здесь?», «Для чего ты живешь?» – снова актуальны, они «жгут» умы. Пришло время Большого Проекта.


О проекте «Морфология улиц»

Город насыщен событиями – фестивали, концерты, представления. Недостатка в шоу город не испытывает, но все это не оставляет за собой ничего материального. Праздник прошел, дворники подметают разбросанные конфетти, остался голый асфальт. Пусть наш фестиваль не станет массовым шествием, но он обязан «наследить», арт-объекты должны быть на каждом шагу, этот творческий адреналин, оживляющий город, должен присутствовать постоянно. Наличие позитивного арта в городе формирует пресловутую «культуру быта», правила особенного поведения, настрой на созидание и развитие.

В Екатеринбурге существует большой проект «Стенография», который весьма популярен среди художников по всей стране. Честно, я всегда этому завидовал, поэтому поехал в Екатеринбург, чтобы познакомиться с организаторами. Чтобы делать что-то свое необходимо изучать чужой опыт – копировать, повторять, откровенно красть идеи.


Не будет удивительным тот факт, что первым, кому я доверил открывать «Морфологию улиц» был Евгений Фатеев – идеолог и куратор «Стенографии». Он посетит наш город и расскажет об истории проекта, скрытые секреты самой «кухни» фестиваля и о том, как он изменился за семь лет существования.

Долгое время я следил и за художником-одиночкой Сашей Жунёвым из Перми. Он уже четыре года организует фестиваль «Экология пространства», где участники работали с малыми городскими формами – электрошкафами и таксофонами.


Я познакомился с тюменской командой «Моей территории», где ребята активно поддержали идею проекта, помогли в его разработке. После чего нас приняли в Департаменте по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике, что дало возможность развить фестиваль до такого масштабного уровня.

К слову, мы долго подбирали подходящее название для фестиваля в Тюмени. Решили остановиться на трех вариантах и уже пробовали «играть» ими. Основным источником вдохновения для выбора названия послужила моя поездка в Москву. На выставке современного искусства в музее Garage один из разделов был обозначен как «Морфология улиц». Тогда я подумал, что это про нас, ведь в Тюмени есть такие крупные фестивали как «Сны улиц», «Танцы улиц», а теперь и мы. Думаю, наша «Морфология» хорошо вписывается в концепцию тюменского творчества.

Уже после утверждения окончательного названия, на стадии верстки программы обнаружилось, что мы форматом выходим далеко за рамки одного лишь стрит-арта. Паблик-арт, урбанистика, лекции и мастер-классы – этот состав диктовал необходимость особенного атрибутирования, более емкого и соответствующего названия – тогда мы решили, что это будет первый в России Фестиваль культурного проектирования.


О концепции фестиваля

Фестиваль изначально должен был нести образовательный характер. Не хочется критиковать наши творческие вузы, но на мой взгляд, в них плохо мотивируют на само творчество. Все протекает очень инертно. Мы же стараемся это изменить – зажечь, дать импульс, подкрепленный ресурсами.


Прийти и попробовать разукрасить стену может любой, другой вопрос – будет ли это полезно городу? Поэтому для начала нужно познакомиться с предметом. Участников ждут мастер-классы по пиксель-арту, граффити. Мы покажем, как работать в технике 3D-рисунка. С ребятами также будет заниматься урбанист, который научит «читать» уличное пространство, прежде чем рисовать что-то на стене. Трава, тени деревьев, цвет забора и фактура стены – все это должно подвергаться анализу для того, чтобы понять, чего не хватает этому месту.


О темах фестиваля

Мы решили, что темы работ на фестивале обязательно должны быть обозначены заранее, поскольку они помогают задать направление. Решено было остановиться на «Аниформе», «Культурном коде», «Цитате» и теме «Я так вижу».

Термин «Аниформа» из Роулинговской «Поттерианы». Своего рода одушевление технического объекта городской инфраструктуры, поиск в предмете живого образа. Когда я изучал работы на «Экологии пространства» в Перми, заметил, что эта тема очень актуальна.


«Культурный код» продиктован сегодняшним трендом брендинга городов. Ждем идею, прием, орнаментальные и иные стилистические решения, содержащие айдентику места, которые можно будет масштабировать, развивать, продвигать как бренд города.

«Цитата» – это продолжение моей любимой книжной темы, где можно использовать строчки из любого произведения и показать свою интерпретацию.

Тема «Я так вижу» – лазейка для тех, кто «не в формате», но идея, эскиз несут зерно Большой идеи.


Гастроли проекта «Морфология улиц»

В рамках проекта мы посетим Тобольск, Ишим и Ялуторовск. Сейчас там активно работают наши агенты, которые ищут пригодные для творчества стены. Мы не ставим перед собой задачу самостоятельно создать арт-объекты в перечисленных городах, эту возможность мы предоставим самим жителям. Цель – принести в города огонь творчества.

Регулярно сталкиваюсь с людьми, которые очень хотят творить, но боятся или не имеют ресурсов. Мы же хотим показать, что все на самом деле достаточно просто – при желании любой может выйти в свой двор и преобразовать его своими силами.


Посмотреть программу образовательной части проекта и записаться можно по ссылке.


Фото: цветгорода.рф, vk.com

 

Комментарии (/articles/310443-dmitriy-zelenin-o-strit-arte-i-festivale-morfologiya-ulits/)