Live

Советы психолога: как справиться со стрессом во время экзаменов?

Советы психолога: как справиться со стрессом во время экзаменов?
Начало лета молодые умы тратят на подготовку к вступительным экзаменам. Часто в погоне за высокими баллами, подростки не обращают внимания на своё состояние. Организм переживает стресс, от которого не так-то просто избавиться.

Как заметить первые признаки переутомления, справляться с ними, что делать родителям? На все эти вопросы нам ответил практикующий психолог Азат Камалиев.



 О признаках переутомления и их последствиях

При подготовке к чему-то серьезному человеку свойственно переживать, волноваться и беспокоиться. Переживания в подростковом возрасте воспринимаются острее. Физически подростки хоть уже и похожи на взрослых, но психологически они имеют определенные особенности, связанные с физиологическими, гормональными изменениями, с изменениями системы ценностей и взглядов. Чаще всего психика подростка характеризуется резкими перепадами настроения, боязнями неудач, они сравнивают себя друг с другом, свои успехи с чужими.

Любой экзамен – это стресс. Всегда хочется достичь максимального результата. На фоне этого подросток много переживает. Но состояние при подготовке к экзамену зависит от того, как в принципе живет ребенок, какой у него круг общения, кому он доверяет, с кем он может обсудить свои проблемы. Подросток может не обращать внимание на переутомление, поэтому 


Важно соблюдать баланс потребностей, следить за своим настроением, делать физические нагрузки. Известно, что мозг человека отдыхает не тогда, когда человек лежит на кровати, а от смены умственной деятельности на физическую и наоборот.

Самое главное для ребенка – понимать, зачем нужен высокий бал на экзамене и нужен ли вообще. Часто гонка за оценками и ориентир на внешнее окружение порождают внутренние конфликты. Если человек осознает, что у него действительно есть желание поступить в университет, освоить профессию, и он понимает на сколько он готов к тем усилиям, которые ему придется приложить, то больших трудностей сдача экзаменов не вызовет. Они будут, но, если знать ради чего все это делается, с этим можно успешно справиться. Зубрежка не дает глубокое понимание предмета, специальности и профессии. Поэтому очень важно понимать, куда ты стремишься, что будешь делать, и как текущие знания пригодятся тебе в жизни.


Если же у человека поверхностные ожидания и представления, суровые требования, идущие изнутри или от родителей, которые хотят, чтобы ребенок поступил, учился на пятерки, овладел определенной профессией, то позитивный исход маловероятен. На ребенка не нужно давить. Обычно это порождает конфликты между поколениями в отношениях, которые оказывают лишь дополнительную нагрузку.

Ребенку важно прислушиваться к обратной связи, замечать, что происходит и слышать других людей, уметь общаться, говорить о себе, своих переживаниях. Если подросток обладает этими навыками, ему будет намного легче преодолевать любые трудности. Вообще любой успех или любая неудача, невозможны без других людей. Даже если человек подготовился и сделал все сам, он все равно у кого-то научился этому способу подготовки, читал какие-то источники, опирался на опыт и знания других людей. Если использовать уже проверенную кем-то схему, то это дает возможность получить хороший результат. Нужно так же понимать, что не все сдают экзамены и не все поступают, и в этом нет ничего страшного.


Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку справиться со стрессом?  

Есть родители, которые очень сильно ждут результатов от ребенка. Все хотят гордиться своими детьми, и важно в этом желании не переусердствовать. Человек должен самостоятельно уметь получить опыт неудачи и разочарования. Не всегда ребенок должен соответствовать родительским ожиданиям, дети имеют право на то, чтобы совершать ошибки. Родители порой не замечают, как сами могут загнать ребенка в рамки. «Если он не поступит, его же заберут в армию! Если он не сдаст экзамен, ему придется идти в колледж! А что подумают другие?», – порой такие размышления мешают ребенку сосредоточиться и самому получить опыт подготовки и сдачи экзамена. Необходимо научиться отделять свои ожидания от реальных потребностей ребенка и его интересов. Потому что рано или поздно ребенок осознает, был это его выбор или нет.


Стоит поддерживать ребенка, замечать переутомление. Если ребенок уже несколько дней не спит, у него плохое настроение, он раздражителен, вспыльчив – скорее всего, он очень серьезно воспринимает сдачу экзаменов и серьезно переживает за результаты. 


Можно рассказывать разные истории из жизни, например, как сами родители сдавали экзамены, как они принимали удачи и неудачи, что им помогало. Важно передать это не в навязчивой манере, а просто в форме беседы.

Не все родители это могут, часто они вторгаются в границы детей и пытаются чуть ли не с ними решать задания. Сейчас определенная мода – с самых малых лет помогать детям делать домашнее задание, чуть ли не учиться с ними вместе. Во всем важна мера. Согласно принципам Теории о зонах актуального и ближайшего развития Л.С. Выготского, с ребенком нужно заниматься именно тем, что он может делать, при этом, если у него получается осуществлять это самостоятельно, ему не нужно мешать. Если он, например, не умеет справляться со стрессом, то в этом ему можно помочь определенным способом, если у вас есть опыт. Ребенку необходимо набираться опыта, взрослеть, становиться зрелым, уметь принимать себя, свои неудачи и успехи. Если родители сильно будут в этом участвовать, то ребенку сложно будет проделать работу над ошибками.

Ребенку сложнее активно противостоять давлению родителей. Конечно, в хороших гармоничных семьях принято все же обсуждать трудности, проговаривать чувства, проявлять уважение к друг другу. Но если по каким-то причинам подростку сложно обсуждать свою ситуацию с родителями, можно обратиться к другим членам семьи, например, бабушкам, дедушкам, либо обратиться к другим доверенным взрослым (психологи, учителя, тренеры и т.п.) Когда мамы и папы изначально стараются контролировать и давить на ребенка своими ожиданиями, это дает лишь временный эффект. Опыт подсказывает, что при этом тревожность и неуверенность в себе могут лишь усилиться.

Хочется призвать родителей не давить на детей и уметь принимать несовершенство, как свое, так и своих детей и близких. Часто отсутствие желания у ребенка учиться – это своего рода протест. То есть он не понимает, как иначе донести до родителей, что его что-то не устраивает, что ему что-то мешает, что-то беспокоит, что у него есть мнение, хоть и странное, но оно есть, поэтому ребенок прибегает к таким методам «разговора».


Как самостоятельно справиться со стрессом и наладить контакт с родителями?

Обращайте внимания на телесные проявления – тремор, разного рода тики, проблемы со сном и головные боли. Важно слышать свой организм, он подает нам определенные сигналы. Чаще всего тремор говорит об излишнем беспокойстве и о том, что организму не хватает ресурсов. Конечно, хочется пятерок, красных дипломов – и это прекрасно, но при этом важна цена, которую организм может заплатить за это. В некоторых ситуациях нужно уметь позволять себе быть несовершенным, принимать сигналы своего организма и уметь воспринимать их правильно, уметь прислушаться к своим симптомам. Если этого не делать, симптомы могут перерасти в психосоматические заболевания. Сейчас очень много таких, из классических – это гастрит и повышенное или пониженное артериальное давление, синдром раздраженного кишечника.

Расстройства навязчивости сопровождает, например, защитный механизм всемогущего контроля, когда человек фантазирует, что ему могут помочь какие-нибудь потусторонние силы, при этом важно выполнить определенные ритуалы – три раза постучать по дереву, зайти с левой ноги в кабинет, сказать определенные слова, после которых у человека все обязательно якобы должно получиться.


Важно понимать, что учеба – это не самая главная сторона жизни. Если в ней вас настигла неудача, нужно помнить, что вы умеете играть на скрипке, например, или любите заниматься спортом. Не преувеличивайте важность этого испытания. Это одна из тех самых трудностей, которую можно в случае неудачи преодолеть еще раз.


Попробуйте оценить, что именно помешало сдать экзамен, проанализировать ситуацию, чтобы дальше вновь готовиться, принимая во внимание старые ошибки.

Не стоит замыкаться на себе и винить себя. Порой преодолеть какие-то трудности нам мешают обстоятельства, которые не зависят от нас. Так устроена жизнь – мы не знаем, что нас ждет впереди. Нужно понимать: то, что ты хочешь, может и не сбыться. Природа нашего желания весьма сложная. Наши желания обычно устремлены в будущее, и мы не всегда оцениваем то, что происходит с нами сейчас. Не бойтесь признать свое несовершенство, ведь все люди несовершенны.


Фото: neuronation, Анна Радченко, proGamer

Комментарии (/articles/319063-sovety-psikhologa-kak-spravitsya-so-stressom-vo-vremya-ekzamenov/)