Весна… Впереди у школьников и студентов экзамены, за спиной – удивительные открытия, месяцы напряженной работы и первые шаги в науку. Первый конкурс проектов «Когниор-исследователь» в Институте психологии и педагогики подошел к концу: дипломы с ценными призами нашли своих победителей.
Идея создания проекта принадлежит преподавателям кафедры возрастной и педагогической психологии Ольге Михайловне Чиковойи Татьяне Викторовне Семеновских. Впоследствии все этапы организации проекта обсуждались со студентами-кураторами. Целью проекта является выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей.
Название конкурса очень необычное – вопрос о том, кто же такой когниор, заставил призадуматься не только обучающихся, но и преподавателей.
Анастасия Литвина, студентка 3 курса направления «Педагогика и психология»: «Когниор – это старшеклассник, который заинтересован в реализации своих научных идей и достижении целей! Этот проект значительно отличается от существующих проектов – научные исследования школьники проводят совместно со студентами направления «Педагогика и психология». Тяжелый и ответственный труд в организации взяли на себя студенты, выступавшие в роли кураторов. Студенты так же могли почувствовать себя в роли жюри, что для них тоже очень ново и необычно. Это помогает лучше понимать преподавателей! Руководителями-студентами были: Мария Тихонова, Алексей Гончаров, Алёна Алексеева, Юлия Бабанина.
Сначала было страшно, так как не было представления, что и как надо делать, но школьники оказались общительными и понимающими, между нами сложились, можно так сказать, дружеско-деловые отношения. Они всё схватывали на лету! Лично я со своим школьником очень быстро сработалась, мы учили друг друга, помогали. У других кураторов тоже не возникло проблем со своими школьниками. А почему!? К нам пришли действительно заинтересованные ребята, которые были готовы работать за рамками своей школьной программы!»
Самое большое открытие для меня — я нашла в себе потенциал и заинтересованность для открытия будущих «великих» психологов! А так же очень удивило большое количество школьников. Я думала, что нынешнее поколение ничем, кроме компьютеров и вечеринок не увлекаются.
Хотелось бы пожелать будущим когниорам достойных кураторов, с которыми можно было бы не только хорошо подготовить исследовательский проект, но и построить дружеские отношения. Так же хотелось бы пожелать найти именно ту тему, которая будет действительно интересна школьнику и практически полезна. Если эти два фактора будут, то и работа не будет стоять на месте!»
По итогам проведения финала конкурса проекты когниоров опубликуются в сборнике «Лучшие научно-исследовательские проекты конкурса «В поисках психологических когниций».
Никита Бычков, дипломант 1 степени конкурса исследовательских проектов «Когниор-исследователь»: «О данном конкурсе я узнал от кураторов проекта, которые пришли к нам в школу. Моя тема исследования была о феномене одиночества, который так распространен в настоящее время и требует дополнительного изучения. Возможно, я продолжу изучать эту тему после проекта, но уже самостоятельно. С моим куратором Рузилей Гиляжиевой я быстро нашел общий язык, без этого было бы очень сложно успешно и продуктивно работать над исследованием. Выступление прошло без особого волнения, так как у меня уже был опыт в школьных конференциях. Я посоветовал бы другим школьникам получить бесценный опыт в данном проекте, который пригодится им в жизни. Практическая ценность этого мероприятия такова: если ты выиграешь, то у тебя будет диплом за победу на студенческой конференции, который пригодится при поступлении в ВУЗ и портфолио».
Если ты учишься в 8-11 классе и хочешь реализовать свои идеи в науке и приобрести навыки исследовательской деятельности, почувствовать себя настоящим студентом, получить новые незабываемые впечатления, а также открыть себя с новой стороны, то данный проект специально для тебя! У тебя будет шанс получить консультацию у настоящих профессионалов своего дела – преподавателей кафедры, приобрести новых знакомых и друзей в лице студентов, и, конечно же, почувствовать себя взрослым человеком!
Александра Новосёлова, информационный куратор ИПиП