Наиболее эффективным подходом к лечению и реабилитации лиц с интеллектуальными нарушениями считается комплексная психофармакологическая и психосоциальная помощь. Психосоциальные методы – это необходимая составляющая часть реабилитационного процесса, которая в настоящее время интенсивно развивается и совершенствуется.
С недавнего времени подопечные Винзилинского психоневрологического интерната стали участниками арт-терапевтической программы реабилитации. Ребята получили возможность систематически заниматься творчеством. Принципиально важным в этой работе является личностно-ориентированного характер арт-терапии. В процессе арт-терапевтических занятий личность каждого участника проявляется наиболее целостно, во всей полноте своих патологических и здоровых проявлений, реализуется внутренний потенциал, активно используются те механизмы, которые позволяют компенсировать биологически обусловленные ограничения психических функций, либо скорректировать и развить сохранные функции. В творчестве проявляется индивидуально неповторимый комплекс эмоционально-волевых, познавательных и поведенческих особенностей личности, особенности ее отношения к себе и другим людям, болезни и лечению.
Одним из ключевых принципов арт- терапевтических занятий является интерактивный характер занятий, который включает в себя создание условий для творческого самовыражения пациентов, их взаимодействием друг с другом и специалистом, а также единство и взаимодополняемость вербальной и невербальной коммуникации. Дополнительным важным фактором интерактивности выступают разные ситуации, связанные с прямой речевой коммуникацией и вербальной обратной связью в ходе арт-терапевтических занятий. Благодаря их единству в процессе арт-терапевтических занятий обеспечивается не только выражение различного психологического материала, но и его сознательная проработка.