Отметить день рождения гениального, но опального советского композитора Дмитрия Шостаковича Колледж искусств ТГИК решил по-особому.
30 января в концертном зале колледжа силами студентов и преподавателей впервые было исполнено удивительное по своей форме и содержанию произведение Шостаковича – хоровая кантата-памфлет для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра под названием «Антиформалистический раёк». В необычном концерном проекте, организатором которого выступила председатель цикловой комиссии Хоровых дисциплин Т. Шевелёва, приняли участие студенты и преподаватели разных структурных подразделений института культуры: симфонический оркестр ТГИК под управлением С. Антушева, смешанный хор колледжа искусств ТГИК, студенты 4 курса специальности «Искусство танца» колледжа искусств ТГИК (сценограф М. Гарас), а также солисты Тюменской филармонии – А. Цинько, А. Гайнутдинов и А. Чегуров. Постановка этого сочинения, воплотившего острую политическую сатиру и высмеивающего диктат «соцреализма», стало ярким событием, которое взбудоражило «умы» слушателей.
На концерте присутствовали люди разных поколений. Большую часть составили зрители пожилого возраста. Они согласились с мнением Шостаковича и подтвердили, что «всё так и было!..». А молодым зрителям, не заставшим советскую власть, понять замысел произведения оказалось сложнее. По словам студентки колледжа искусств N «кантата напоминала “лоскутное одеяло”, которое было соткано из фрагментов различных произведений, известных каждому из нас». Пожалуй, с этим можно согласиться. Ведь «музыкальное цитирование» – один из важных композиционных приёмов, использованных Шостаковичем. Более того, либретто произведения (созданное, между прочим, самим композитором), также основывается на подлинных литературных высказываниях Единицына, Двойкина и Тройкина – «выдающихся советских музыковедов», ставших главными действующими лицами данной кантаты-памфлета. Опираясь на приём цитирования, композитор точно воссоздаёт атмосферу непримиримой борьбы «выдающихся музыковедов» с формализмом (то есть с любым новаторством, прогрессом) в советской музыке.
Премьера кантаты, состоявшаяся в колледже искусств, в полной мере погрузила всех присутствующих в эту наэлектризованную атмосферу! Прежде всего, этому способствовало необыкновенно артистичное исполнение. Для достижения наибольшего художественного эффекта прямо посреди представления в зрительном зале была организована горячая дискуссия, повлёкшая за собой удаление её зачинщика! Кроме того, публика могла познакомиться с брошюрой, призванной «помочь слушателям, изучающим музыку по единице-двойко-тройкинской эстетике». «Учебное пособие» состояло из 14 вопросов, иллюстрировавших основные положения «соцреализма». Например: «Какую музыку пишут народные композиторы, а какую антинародные? Почему антинародные композиторы пишут формалистическую музыку? Должны ли мы быть как классики? Нужны ли нам симфонии, поэмы, квартеты, сонаты, сюиты, фуги?».
На наш взгляд, обращение исполнителей к опальной сатирической кантате Д. Шостаковича было явно не случайным. Ведь в контексте современной ситуации засилья непрофессиональной музыкальной критики, непонимания значительной частью публики ценностей не только современной, но и классической музыки, основная идея «Антиформалистического райка» остаётся злободневной и по сей день. Всё острее возникает вопрос: нужны ли нам истинно великие, высокохудожественные музыкальные произведения?
Каждый может сделать собственный выбор и насладиться прекрасной музыкой, просто придя в Тюменскую филармонию или на концертные площадки Тюменского государственного института культуры…
Мария Базилевич, Лилия Лиханова
Студенческий информационный центр, ТГИК