«Юбилею колледжа посвящается»

Интервью с председателем цикловой комиссии Теории музыки Т.Е. Панковой2016 год – особенный не только для Колледжа искусств ТГИК, но и для отделения Теория музыки, которое отмечает свой «золотой» юбилей – 50 лет. В связи со столь значимым событием в истории отделения мы пообщались с председателем цикловой комиссии музыкально-теоретических дисциплин – Татьяной Евгеньевной Панковой. Расскажите об истории отделения. Когда оно появилось? Кто стоял у истоков?Отделение «Теория музыки» было открыто в Тюменском музыкальном училище в 1965 году как экспериментальное. Официально работа теоретического отделения началась с 1 сентября 1966 года. У истоков образования педагогов-теоретиков стояли Л.В. Камаева-Федоровская и Г.М. Михалев, выпускники специальности «Музыковедение» Уральской Государственной консерватории имени М.П. Мусоргского.Расскажите о преподавательском составе. Кто работал раньше? Кто из педагогов работает дольше всех? Возвращаются ли выпускники колледжа в качестве преподавателей?В настоящее время теоретические дисциплины преподают педагоги, имеющие разный опыт работы в колледже искусств. К старшему поколению преподавателей можно отнести Л.Г. Свининикову, которая в настоящее время занимает должность зам. директора по учебной работе (преподает в колледже музыкальную литературу); Т.Е. Панкову, которая возглавляет цикловую комиссию музыкально-теоретических дисциплин с 1977-78 учебного года до настоящего времени (ведет в колледже дисциплины сольфеджио, элементарную теорию музыки, гармонию); Г.М. Михалева, удостоенного почетного звания «Заслуженный работник культуры РФ» (ведет в колледже инструментоведение, инструментовку. основы джазовой импровизации, аранжировку, основы композиции). Помимо преподавания теоретических дисциплин в колледже Михалев Г.М. имеет длительную практику работы с эстрадными коллективами Тюмени, для которых он создает собственные композиции и многочисленные аранжировки. Особо следует отметить среди преподавателей старшего поколения цикловой комиссии О.И. Глазунову, имеющую большой опыт лекторско-пропагандистской работы в Тюмени и Тюменской  области. Слушатели часто видят ее на сцене в Колледже искусств, а также в роли ведущей на массовых мероприятиях.                                                                                                                                                                                                Молодое поколение преподавателей цикловой комиссии музыкально-теоретических дисциплин представлено следующими именами: С.А. Бархатова, которая в настоящее время ведет на специальности «Теория музыки» большинство дисциплин теоретического цикла (сольфеджио, элементарную теорию музыки, гармонию, анализ музыкальных произведений). Преподаватель постоянно ищет инновационные методы работы с обучаемыми. В последние годы С.А. Бархатова создала методическое пособие «Альтернативная гармония» и рабочую тетрадь к нему. В дополнение к учебному курсу анализа музыкальных произведений задумано и реализовано в соавторстве со студентами-теоретиками  методическое пособие «100 жанров». Помимо учебного процесса, Бархатова С.А. включала в свою работу мероприятия по пропаганде лучших образов мирового музыкального искусства (в частности, с успехом проходили заседания «Музыкальной гостиной», во время которых студенты и преподаватели знакомились с шедеврами оперной музыки различных эпох).                                                 Недавно в педагогический состав ЦК вошла Е.А. Филимонова – в прошлом выпускница Тюменского музыкального училища. После окончания Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова она выбрала для себя интересную специализацию – систему Карла Орфа, на основе которой периодически проводит востребованные семинары-практикумы для преподавателей ДМШ (ДШИ) г.Тюмени и Тюменской области.В 2015-16 учебном году состав ЦК пополнили ещё 2 молодых преподавателя. Кандидат искусствоведения М.В. Базилевич – преподает музыкальную литературу, основы музыкальной критики, основы литературного и музыкального редактирования и другие дисциплины, профильные для студентов специальности «Теория музыки»; важным направлением работы данного преподавателя является музыкальная журналистика, интерес к которой педагог культивирует у студентов колледжа и института культуры в целом. О.С. Кузенная – интерес данного преподавателя распространяется на следующие общепрофессиональные дисциплины: народная музыкальная культура, музыкальная литература, история стилей музыкальной эстрады, анализ музыкальных произведений, полифония (на специальности «Теория музыки»).Выпускники колледжа, работающие преподавателями музыкально-теоретических дисциплин в настоящее время: Дрозд В.Б., Филимонова Е.А., Павлычева Е.А., Тиунова Н.П., Замиралова М.В.Как сложилась судьба других выпускников?Выпускники специальности «Теория музыки» рассредоточены по разным городам России, ближнего и дальнего Зарубежья. Среди выпускников выделяются Панова  Жанна (1985 г. выпуска), закончила  РАМ  им.  Гнесиных,  музыковед,  кандидат  искусствоведения,  автор  нескольких  книг,  музыкальный  редактор  издательства  «Классика  ХХI»; Польшакова  Юлия (1992 г. выпуска) – Лондон,  Королевская  академия  музыки,  частный  преподаватель  музыки в г. Оксфорд; Григорьев Илья – закончил  РАМ  им.  Гнесиных, музыковед; Верховцева Наталья – закончила Новосибирскую консерваторию им. М.И.Глинки, музыковед, кандидат педагогических наук, автор нескольких книг.Как живёт отделение сегодня? Сколько на нём учится студентов? Изменилось ли образование в сравнении с тем, каким оно было в первые годы существования отделения?Сегодня не самое лучшее время для специальности «Теория музыки». На трех курсах (первом, третьем и четвертом) обучаются всего 7 человек. Огромную проблему ежегодно представляет проведение набора на указанную специальность. В ДШИ теоретиков не готовят, их приходится собирать с разных специальностей (в идеале – это пианисты, но мы принимаем воспитанников школьных струнных отделений и даже, в редких случаях, «народников»).Образование современного этапа и образование первых лет существования музыкального училища, безусловно, существенно разнятся. Современные стандарты третьего поколения предельно мобилизуют обучаемых и количеством изучаемых дисциплин, и  их содержанием и формами отчетности. В первые годы работы музыкального училища состав преподавателей находился в стадии формирования. В настоящее же время преподавание теоретических дисциплин имеет стойкие традиции, которые педагоги стремятся сохранить и преумножить. Вспоминаю как «золотой век» подготовки студентов по музыкально-теоретическим дисциплинам 80-е годы прошлого века. Именно на это время пришлись наиболее вариантные и продуктивные в работе виды рабочих учебных планов. Добавлю, что самые способные и музыкально  одаренные студенты разных специальностей учились в музыкальном училище (ныне – колледже) опять же в указанный временной период.Какие есть планы на будущее? Планируются ли интересные проекты?2016 год – год юбилея колледжа искусств. Недавно уже были проведены юбилейные мероприятия на отдельных специальностях. Теоретики имеют в виду праздновать указанную  памятную дату несколько позже, в октябре 2016г. Планируется провести научно-практическую конференцию силами бывших выпускников.Какие возможности дает ваша специальность? За что вы ее любите?В настоящее время, вспоминая стандарты 3 поколения, можно говорить о самых разнообразных  «поворотах» в деятельности выпускника специальности «Теория музыки». Это и музыкальная критика, и более широко понимаемая музыкальная журналистика, пропаганда музыкального искусства в различных слоях населения нашей страны путем подготовки и чтения публичных лекций, подготовки концертных программ. Остается в силе и является очень востребованным в настоящее время методологически выверенное и  методически целесообразное преподавание  музыкально-теоретических дисциплин в ДШИ, учебных заведениях СПО, в ВУЗах. И именно в последнем случае имеет смысл опираться на известные традиции преподавания  музыкально-теоретических дисциплин, бережно хранить их и передавать педагогам  нового поколения.Если бы Вы могли бы выбрать другую профессию, кем бы Вы стали?                                                                          В школьном возрасте мне неоднократно приходило на ум стать математиком. Впоследствии, уже после получения музыкального образования на уровне СПО приоритеты изменились. Мне очень нравилось изучать иностранные языки, и при мысли о втором высшем образовании (это уже, увы, нереально…) остановилась бы на кафедре иностранных языков университета.Расскажите о Ваших личных достижениях.                                                                                                                                                       Моя биография не изобилует внешними яркими событиями. Но проводимая ежедневно планомерная учебная и организационная работа, поверьте, представляет собой большой и нелегкий труд. В 2015-16 учебном году мой трудовой стаж составит 41 год. В течение 39 лет (с 1977-78 учебного года) возглавляю теоретическое отделение, впоследствии – цикловую комиссию музыкально-теоретических дисциплин. В 1985 г. награждена знаком «За достижения в культуре». Считаю своим профессиональным долгом в обычном учебном процессе воспитывать у студентов любовь к музыке, понимание ее законов, национальных особенностей  и стилевых характеристик, лучше слышать и понимать обозначенные выше параметры звучания музыкального произведенияДевиз Вашего отделения?Как ни покажется странным, подобный вопрос никогда открыто не ставился, хотя не исключено то, что студенты его имеют, но не обнародуют. Добавлю от себя: «Теоретик своей пытливой  мыслью постигает и решает любые проблемы окружающей действительности».Беседовала Ковалева Софья,Студенческий информационный центр ТГИК

Интервью с председателем цикловой комиссии Теории музыки Т.Е. Панковой

2016 год – особенный не только для Колледжа искусств ТГИК, но и для отделения Теория музыки, которое отмечает свой «золотой» юбилей – 50 лет. В связи со столь значимым событием в истории отделения мы пообщались с председателем цикловой комиссии музыкально-теоретических дисциплин – Татьяной Евгеньевной Панковой.

Расскажите об истории отделения. Когда оно появилось? Кто стоял у истоков?

Отделение «Теория музыки» было открыто в Тюменском музыкальном училище в 1965 году как экспериментальное. Официально работа теоретического отделения началась с 1 сентября 1966 года. У истоков образования педагогов-теоретиков стояли Л.В. Камаева-Федоровская и Г.М. Михалев, выпускники специальности «Музыковедение» Уральской Государственной консерватории имени М.П. Мусоргского.

Расскажите о преподавательском составе. Кто работал раньше? Кто из педагогов работает дольше всех? Возвращаются ли выпускники колледжа в качестве преподавателей?

В настоящее время теоретические дисциплины преподают педагоги, имеющие разный опыт работы в колледже искусств. К старшему поколению преподавателей можно отнести Л.Г. Свининикову, которая в настоящее время занимает должность зам. директора по учебной работе (преподает в колледже музыкальную литературу); Т.Е. Панкову, которая возглавляет цикловую комиссию музыкально-теоретических дисциплин с 1977-78 учебного года до настоящего времени (ведет в колледже дисциплины сольфеджио, элементарную теорию музыки, гармонию); Г.М. Михалева, удостоенного почетного звания «Заслуженный работник культуры РФ» (ведет в колледже инструментоведение, инструментовку. основы джазовой импровизации, аранжировку, основы композиции). Помимо преподавания теоретических дисциплин в колледже Михалев Г.М. имеет длительную практику работы с эстрадными коллективами Тюмени, для которых он создает собственные композиции и многочисленные аранжировки. Особо следует отметить среди преподавателей старшего поколения цикловой комиссии О.И. Глазунову, имеющую большой опыт лекторско-пропагандистской работы в Тюмени и Тюменской области. Слушатели часто видят ее на сцене в Колледже искусств, а также в роли ведущей на массовых мероприятиях.

Молодое поколение преподавателей цикловой комиссии музыкально-теоретических дисциплин представлено следующими именами: С.А. Бархатова, которая в настоящее время ведет на специальности «Теория музыки» большинство дисциплин теоретического цикла (сольфеджио, элементарную теорию музыки, гармонию, анализ музыкальных произведений). Преподаватель постоянно ищет инновационные методы работы с обучаемыми. В последние годы С.А. Бархатова создала методическое пособие «Альтернативная гармония» и рабочую тетрадь к нему. В дополнение к учебному курсу анализа музыкальных произведений задумано и реализовано в соавторстве со студентами-теоретиками методическое пособие «100 жанров». Помимо учебного процесса, Бархатова С.А. включала в свою работу мероприятия по пропаганде лучших образов мирового музыкального искусства (в частности, с успехом проходили заседания «Музыкальной гостиной», во время которых студенты и преподаватели знакомились с шедеврами оперной музыки различных эпох).

Недавно в педагогический состав ЦК вошла Е.А. Филимонова – в прошлом выпускница Тюменского музыкального училища. После окончания Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова она выбрала для себя интересную специализацию – систему Карла Орфа, на основе которой периодически проводит востребованные семинары-практикумы для преподавателей ДМШ (ДШИ) г.Тюмени и Тюменской области.

В 2015-16 учебном году состав ЦК пополнили ещё 2 молодых преподавателя. Кандидат искусствоведения М.В. Базилевич – преподает музыкальную литературу, основы музыкальной критики, основы литературного и музыкального редактирования и другие дисциплины, профильные для студентов специальности «Теория музыки»; важным направлением работы данного преподавателя является музыкальная журналистика, интерес к которой педагог культивирует у студентов колледжа и института культуры в целом. О.С. Кузенная – интерес данного преподавателя распространяется на следующие общепрофессиональные дисциплины: народная музыкальная культура, музыкальная литература, история стилей музыкальной эстрады, анализ музыкальных произведений, полифония (на специальности «Теория музыки»).

Выпускники колледжа, работающие преподавателями музыкально-теоретических дисциплин в настоящее время: Дрозд В.Б., Филимонова Е.А., Павлычева Е.А., Тиунова Н.П., Замиралова М.В.

Как сложилась судьба других выпускников?

Выпускники специальности «Теория музыки» рассредоточены по разным городам России, ближнего и дальнего Зарубежья. Среди выпускников выделяются Панова Жанна (1985 г. выпуска), закончила РАМ им. Гнесиных, музыковед, кандидат искусствоведения, автор нескольких книг, музыкальный редактор издательства «Классика ХХI»; Польшакова Юлия (1992 г. выпуска) – Лондон, Королевская академия музыки, частный преподаватель музыки в г. Оксфорд; Григорьев Илья – закончил РАМ им. Гнесиных, музыковед; Верховцева Наталья – закончила Новосибирскую консерваторию им. М.И.Глинки, музыковед, кандидат педагогических наук, автор нескольких книг.

Как живёт отделение сегодня? Сколько на нём учится студентов? Изменилось ли образование в сравнении с тем, каким оно было в первые годы существования отделения?

Сегодня не самое лучшее время для специальности «Теория музыки». На трех курсах (первом, третьем и четвертом) обучаются всего 7 человек. Огромную проблему ежегодно представляет проведение набора на указанную специальность. В ДШИ теоретиков не готовят, их приходится собирать с разных специальностей (в идеале – это пианисты, но мы принимаем воспитанников школьных струнных отделений и даже, в редких случаях, «народников»).

Образование современного этапа и образование первых лет существования музыкального училища, безусловно, существенно разнятся. Современные стандарты третьего поколения предельно мобилизуют обучаемых и количеством изучаемых дисциплин, и их содержанием и формами отчетности. В первые годы работы музыкального училища состав преподавателей находился в стадии формирования. В настоящее же время преподавание теоретических дисциплин имеет стойкие традиции, которые педагоги стремятся сохранить и преумножить. Вспоминаю как «золотой век» подготовки студентов по музыкально-теоретическим дисциплинам 80-е годы прошлого века. Именно на это время пришлись наиболее вариантные и продуктивные в работе виды рабочих учебных планов. Добавлю, что самые способные и музыкально одаренные студенты разных специальностей учились в музыкальном училище (ныне – колледже) опять же в указанный временной период.

Какие есть планы на будущее? Планируются ли интересные проекты?

2016 год – год юбилея колледжа искусств. Недавно уже были проведены юбилейные мероприятия на отдельных специальностях. Теоретики имеют в виду праздновать указанную памятную дату несколько позже, в октябре 2016г. Планируется провести научно-практическую конференцию силами бывших выпускников.

Какие возможности дает ваша специальность? За что вы ее любите?

В настоящее время, вспоминая стандарты 3 поколения, можно говорить о самых разнообразных «поворотах» в деятельности выпускника специальности «Теория музыки». Это и музыкальная критика, и более широко понимаемая музыкальная журналистика, пропаганда музыкального искусства в различных слоях населения нашей страны путем подготовки и чтения публичных лекций, подготовки концертных программ. Остается в силе и является очень востребованным в настоящее время методологически выверенное и методически целесообразное преподавание музыкально-теоретических дисциплин в ДШИ, учебных заведениях СПО, в ВУЗах. И именно в последнем случае имеет смысл опираться на известные традициипреподавания музыкально-теоретических дисциплин, бережно хранить их и передавать педагогам нового поколения.

Если бы Вы могли бы выбрать другую профессию, кем бы Вы стали?

В школьном возрасте мне неоднократно приходило на ум стать математиком. Впоследствии, уже после получения музыкального образования на уровне СПО приоритеты изменились. Мне очень нравилось изучать иностранные языки, и при мысли о втором высшем образовании (это уже, увы, нереально…) остановилась бы на кафедре иностранных языков университета.

Расскажите о Ваших личных достижениях.

Моя биография не изобилует внешними яркими событиями. Но проводимая ежедневно планомерная учебная и организационная работа, поверьте, представляет собой большой и нелегкий труд. В 2015-16 учебном году мой трудовой стаж составит 41 год. В течение 39 лет (с 1977-78 учебного года) возглавляю теоретическое отделение, впоследствии – цикловую комиссию музыкально-теоретических дисциплин. В 1985 г. награждена знаком «За достижения в культуре». Считаю своим профессиональным долгом в обычном учебном процессе воспитывать у студентов любовь к музыке, понимание ее законов, национальных особенностей и стилевых характеристик, лучше слышать и понимать обозначенные выше параметры звучания музыкального произведения

Девиз Вашего отделения?

Как ни покажется странным, подобный вопрос никогда открыто не ставился, хотя не исключено то, что студенты его имеют, но не обнародуют. Добавлю от себя: «Теоретик своей пытливой мыслью постигает и решает любые проблемы окружающей действительности».

Беседовала Ковалева Софья,

Студенческий информационный центр ТГИК

Мир

Cannot find 'novosti.geo' template with page ''

Россия

Cannot find 'novosti.geo' template with page ''

Тюмень

Cannot find 'novosti.geo' template with page ''