Live

Игорь Лапин, 24 года, Тобольск

Игорь Лапин, 24 года, Тобольск
Спорт, техника и здоровый образ жизни молодого поколения. В последние годы у нас в стране на­блюдается ряд тенденций, сигнализирующих об ухудшении состояния здоровья детей. Неуклонно возрастает количество детей с хроническими заболеваниями различных органов и систем организма, не позволяющими им выдерживать соответствующие возрасту физические и умственные нагрузки. Заметно увеличивается чис­ло лиц с дисгармоничным развитием, нарушением пропорций между дли­ной, массой тела и функциональными показателями. Кроме этого, нередко уже среди млад­ших школьников возникают пробле­мы, связанные с курением, алкоголиз­мом и наркоманией.

 

Спорт, техника и здоровый образ жизни молодого поколения.

 

В последние годы у нас в стране на­блюдается ряд тенденций, сигнализирующих об ухудшении состояния здоровья детей. Неуклонно возрастает количество детей с хроническими заболеваниями различных органов и систем организма, не позволяющими им выдерживать соответствующие возрасту физические и умственные нагрузки. Заметно увеличивается чис­ло лиц с дисгармоничным развитием, нарушением пропорций между дли­ной, массой тела и функциональными показателями. Кроме этого, нередко уже среди млад­ших школьников возникают пробле­мы, связанные с курением, алкоголиз­мом и наркоманией.

Чтобы остановить регресс нации и процесс ее разрушения, необходимо воспитывать у ребенка ценностное отношение к здоровью, формировать у него четкую гражданскую позицию, заключающуюся в стремлении быть крепким, сильным, гибким, быстрым и выносливым. В понимании здорового образа жизни как основного принципа жизнедеятельности и единственного пути к долгой, активной и счастливой жизни.

Совместная работа с подростком по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни начинается с  инициативы педагога, потому что подросток по эмоционально-психологическим ощущениям считает себя здоровым, перед ним не стоит задача укрепления и сохранения собственного здоровья.

С сентября 2010 года я являюсь руководителем объединения «Мото»  в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования детей «Центр детского технического творчества» г. Тобольска. В объединении занимаются 60 человек в возрасте 14-18 лет, т.е. подростки переходного возраста, который характеризуется  активным  стремлением к самостоятельности.  Ребёнок, вступивший в трудный возраст, стремится скорее стать взрослым, избавиться от контроля родителей и школы, он ищет себя, порой совершая при этом ошибки и необдуманные поступки. Из воспитанников объединения 87% составляют мальчики; 23%  воспитанников состоят на учёте в областном банке данных «Группы особого внимания»; 20% — состоят на учёте ОДН;  80% подростков из малообеспеченных, многодетных и неполных семей; 63% стоят на внутришкольном учёте; 7% — дети-сироты; 17% — подростки из социально-реабилитационного центра. Исходя из этого, основной целью моей работы является оказание помощи подросткам в формировании ценностного отношения к своему здоровью.

 

В современном обществе именно на дополнительное образование ложится особая ответственность в воспитании подростков, т.к. только здесь ребёнок может утвердиться, почувствовать свою значимость, повысить самооценку, занимаясь любимым делом.

Для моих воспитанников таким жизненно необходимым делом стал спорт. Мотоциклы всегда привлекали взоры молодого поколения, а сам мотоспорт находится на стыках многих видов спорта.

Мотоциклистам нужна сила мышц, как у велосипедиста, чтобы противодействовать физическим силам, воздействующим на мотоцикл и водителя во время разгона, торможения, прохождения поворота. Выносливость, как у легкоатлета, чтобы в течение всего занятия, проезжая по нескольку десятков кругов, оставаться «свежим». Ловкость и координация, как у гимнаста, потому что задача водителя постоянно поддерживать равновесие мотоцикла в любой ситуации: и в момент потери сцепления с дорогой, и при нахождении только на одном из колес, и в ветер, и в дождь, и в подъеме, и на спуске.

Не стоит забывать, спорт у нас технический, значит, интеллектуальные качества спортсмена тоже должны быть на высоте! Мотоциклисту приходится постоянно работать над улучшением характеристик мотоцикла, вносить изменения в множество различных систем. Настраивать двигатель в зависимости от метеоусловий (особенно если его мотоцикл двухтактный), а также правильно подобрать передаточное отношение под трассу. Поэтому подростки должны хорошо разбираться в устройстве двигателя внутреннего сгорания (ДВС), принципах его работы и характеристиках. А если, например, мотоцикл скользит, да еще при этом только одним из колес, и только в определенной фазе поворота? Выбрать правильное решение сможет только настоящий специалист, хорошо разбирающейся в физике и принципах работы ходовой части мотоцикла. На дороге, как в шахматах, нужно просчитывать свои действия и действия остальных участников движения. Углубленное изучение принципов работы ДВС, отличные знания правил дорожного движения, доведение навыков управления мотоциклом в экстремальных условиях до совершенства, выработка способности  и интуитивного прогнозирования развития дорожной ситуации – вот основополагающие условия достижения высокого водительского мастерства. Положительного результата невозможно достичь, не имея физического и психического здоровья.

В сентябре в моё объединение пришли подростки с улицы. Они пили, курили, употребляли психоактивные вещества, совершали противоправные действия, пытаясь утвердиться в коллективе своих сверстников. Для них не существовало авторитетов, отношения с родителями и с одноклассниками не складывались. Любые мои слова и убеждения дети воспринимали «в штыки», пытались в объединении установить свои порядки и правила. Нужно было достучаться до каждого детского сердца, преодолеть преграду недоверия, непонимания и  агрессии. Но как это сделать? За моими плечами педагогический институт, армия.… В книгах по педагогике и возрастной  психологии всё написано правильно и понятно, казалось, я смогу научить подростков пересмотреть своё  отношение к жизни. Но на практике оказалось всё сложнее. У каждого подростка свои проблемы, вопросы, страхи, разочарования, негативный опыт, о которых они совсем не торопились рассказывать мне. 

И началось моё утверждение в коллективе моих новых друзей: разговоры по душам во время ремонта техники, праздники, экскурсии, совместные мероприятия, индивидуальные беседы, вызовы в милицию ночами (не обошлось и без этого).

Сейчас воспитанники моего объединения являются активными участниками  марафона по профилактике употребления психоактивных веществ «Тюменская область – территория независимости!», который стартовал в Тюменской области в 2010 году. В рамках этого марафона мы провели такие мероприятия, как:

— «Закон о наркотиках. Уголовная ответственность за приём и сбыт наркотических средств» с привлечением специалиста Госнаркоконтроля;

— «Наркомания и СПИД», с участием специалистов ГЛПУ ТО «ТОК ПБ»;

— сюжетно-ролевая игра  «Суд над наркоманией»;

— Дни здорового образа жизни;

— конкурс «Слагаемые здоровья»;

-  «Административная и уголовная ответственность при нарушении правил дорожного движения» и др.

Большое внимание в своей работе по профилактике здорового образа жизни я уделяю индивидуальной работе с детьми по вопросам:  «Возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций»; «Причины употребления наркотиков», «Как правильно сказать «Нет»,  «Никто не должен подвергаться пыткам и насилию», «Как избежать конфликтов с родителями»,  по вопросам жизненных ориентиров, систематически проводиться профориентационная работа.

Я слежу за малейшими изменениями  в состоянии детей. Их плохое настроение, подавленность, агрессивность – это сигнал, что ребёнку нужна моя помощь. Подростковый возраст – возраст максимализма. Любая незначительная для взрослых ситуация может привести к трагедии. Я очень часто говорю со своими ребятами о ценности жизни, о том, что из любой ситуации можно найти выход. И самое главное, ребята мне верят.

В объединении я систематически провожу аналитическую работу по вопросам профилактики здорового образа жизни  и выявлению отношения подростков к вредным привычкам:

— анкетирование «Наши пагубные привычки»;

— анкетирование «Кто пойдёт за «Клинским?»;

— анкетирование «Вредные привычки в вашей жизни. Имя беды – наркотик»;

— анкетирование «Перспективы наркомана».

Анонимность анкетирования дала возможность воспитанникам откровенно ответить на все вопросы. Подробный анализ позволил определить круг вопросов, которые явно вызывают у подростков затруднения, увидеть противоречия.

Сравнительный анализ результатов анкетирования на начало и конец учебного года показал, что 29% опрошенных не курят (7% на начало учебного года), 43 % — выкуривают 1-2 сигареты в день, стремятся бросить курить (15% на начало года).  57% учащихся совсем не употребляют спиртные напитки (24% на начало учебного года), 14%  — раз в неделю, 14% — не употребляли в последние полгода.

      На начало учебного года у  42% опрошенных сложилась ситуация, когда они один раз попробовали курительные смеси, таблетки – у 14% учащихся,  44% подростков никогда не пробовали наркотические вещества.   Сейчас никто не употребляет наркотические вещества.

По мнению воспитанников, наибольший вред здоровью человека наносит:

— курение – 18%;

— употребление крепких спиртных напитков – 21%;

— употребление пива – 15%;

— плохая экология – 14%.

 По мнению подростков, наиболее эффективными мерами по профилактике вредных привычек являются:

— пропаганда здорового образа жизни – 26%;

— информирование о негативных последствиях -  22%;

— запрет рекламы пива, табака – 10%.

               Подростки хотят получать больше информации о вредном воздействии табакокурения, алкоголя, наркотических и токсических веществ и знакомиться со специальной литературой по этой проблеме.

               Помогает мотивировать подростков к ведению здорового образа жизни изучение  таких  тем  как  «Физиология и анатомия человека», «Оказание первой доврачебной помощи и практические навыки применения при вывихах, переломах, кровотечениях», «Роль центральной нервной системы в деятельности всего организма», «Значение физических упражнений для развития физических и духовных способностей», «Здоровье и красота».

         Я считаю, что работа по профилактике здорового образа жизни и воспитании ценностного отношения к своему здоровью не будет полной и действенной  без целенаправленной работы с родителями. Я привлекаю родителей в учебно-воспитательный процесс, информирую их о ходе и результативности обучения и воспитания воспитанников; оказываю помощь родителям в формировании нравственного образа жизни в семье, в профилактике и диагностике наркомании и в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков. Не все родители идут на контакт. Есть проблемные, неблагополучные семьи. Но результат есть: если в начале учебного года на родительские собрания приходили 4-6 родителей, то сейчас 35-37 человек регулярно интересуются жизнью своих детей и являются активными участниками жизни Центра. В течение учебного года я оказывал  индивидуальные консультации родителям  по вопросам:

 -«Возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций»,

  — «Забота о детях, их воспитании – равное право и обязанность родителей»,

  — «Физиологические и психологические особенности подросткового возраста»,

  — «По вопросам жизненных ориентиров»,

  — «Основные признаки приобщения ребенка к наркотикам»,

  — «Никто не должен подвергаться пыткам и насилию».

Родители звонят мне и просят оказать помощь в воспитании детей.

С января 2011 года моими воспитанниками не было совершено ни одного противоправного действия. Я являюсь участником городской программы «Наставник» и сопровождаю двоих несовершеннолетних подростков, совершивших правонарушения, и  получивших наказание, не связанное с лишением свободы.

 Воспитанники моего объединения являются активными участниками городских мероприятий:

— военизированная эстафета «Служу Отечеству», посвящённая Дню защитника Отечества;

— «Служу Отечеству» (права и обязанности призывников) встреча с представителями Тобольской общественной организации участников боевых действий и вооружённых конфликтов «Братство»;

— городской конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ «Наука, техника и спорт»;

— городская викторина «Техника, которая во многом определила Победу».

Мои воспитанники в составе колонны совершили мотопробег, посвящённый 66-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Работу по воспитанию у подростков ценностного отношения к здоровью я провожу совместно с организациями города:

— ОГИБДД УВД г. Тобольска;

— ГЛПУ ТО «ТОК ПБ»;

-  военный комиссариат г. Тобольска;

-  автомобильная Школа РОСТО;

— МАУ ВМСЦ «Россияне»;

— МАУ «Центр профилактики «Доверие»;

— АОУ СПО ТО «Тобольский медицинский колледж имени Володи Солдатова»;

— клуб «Байкер».

             Доступность и регулярность занятий дает положительный результат в укреплении здоровья, а еще больший – в становлении подростков как личностей, как достойных субъектов нашего общества.

Комментарии (/blogi/123251-igor-lapin-24-goda-tobolsk/)