— Он плохо влияет на общественное мнение, – поясняет героиня фильма «Плутовство» или «Wag the Dog», разбивая телевизор. И зрителю также хочется уничтожить, как минимум, все имеющиеся в поле зрения средства массовой коммуникации. Почему? Да чтобы хотя бы несколько минут перестать чувствовать себя тряпичной куклой в руках Великого и Всемогущего – Рекламы.
Высший класс, чемпионский разряд, непревзойденное мастерство пиара – вот, что показывается нам в фильме. Такое мастерство, что становится просто страшно. От сознания масштабов явления. От сознания собственной бессильности.
Средства массовой информации, а особенно телевизор, или как сейчас модно стало называть его, «зомбоящик» все больше и больше заменяют нам нашу реальность. С младенчества люди привыкают верить тому, что видят на экране. Сначала «теленяня» учит юный и пока еще чистый разум писать, читать и считать. Тому, без чего просто не прожить в современном обществе. Учит хорошо, поэтому, как не поверить в благость намерений и искренность такого «друга»? Затем, посредством всевозможных мультиков-сериалов, верный квадратный приятель учит нас поведению в обществе, показывает жизнь, дает ценные навыки. Взамен мы отдаем ему еще немного своего доверия и преданности. Вырастая, мы начинаем смотреть другие мультики, посерьезнее. Графика там поинтереснее, и зовутся они «новостями» – именно оттуда теперь мы узнаем о жизни. И верим уже практически не задумываясь.
— Война закончилась, я сам видел это. По телевизору.
И действительно, не поспоришь. Помните скандал, разгоревшийся после того, как по местному каналу показали танки на улицах Грузии? Помните то людское волнение? И невозможно обвинить население в глупости – они видели войну. В телевизоре. И хорошо, что тогда обман быстро раскрылся. Но кто даст гарантию тому, что это был обман? Кто даст истинную правду, к примеру, о военных конфликтах США? Как погиб Виктор Цой? Жив ли Майкл Джексон?
Да зачем идти так далеко, когда сама я сталкивалась с тем, что какую-то информацию для народа «придерживают», какой-то добавляют, а какой-то не дают совсем? И пусть масштабы в сотни раз меньше. Суть не меняется. Мы верим тому, что видим в телевизоре и читаем со страниц прессы. Но мы не можем быть уверенны в том, что это правда. А не очередной пиар-ход сильных мира сего.
Фильмы, так похожие на реальность, что забываешь о том, что смотришь на игру актеров. Информационные передачи, показанные (или сыгранные?) так гладко, что веришь безоговорочно. Идеально отлаженная система.
Схема, которая показана в фильме, заставляет восхищаться своей безупречностью. Три человека, задача которых – обеспечить переизбрание президента на выборах, двигают этой реальностью, этой массой. Такой же, как и мы с вами. Кажется, что помешать плану не может просто ничего. От того, как эти абсолютные асы пиара справляются со всеми форс-мажорами, приходишь в восторг.
Страшновато становится, когда начинаешь замечать белые нитки в полотне. Уже в реальности. Когда из единственно правильного появляется множество, или хотя бы несколько взглядов, изделие трещит по швам. Как только появляются вопросы, система дает сбой. Достаточно поселить в людях сомнение, чтобы повернуть их в свою сторону, или напротив, отвернуть. Достаточно указать на то, что флаг США, установленный на Луне, колышется на ветру, которого в атмосфере этой планеты быть не может.
Достаточно двум телеканалам дать разную информацию. К примеру, на днях «4канал» освещал пожар в Екатеринбурге. По версии «Четверки», двух 6месячных малышей из пожара спас сосед, а мать их попросту сбежала. «41 канал» делает героиней родительницу, которая ценой собственного здоровья (обгорело 50% тела, сломаны обе ноги) спасла своих чад.
Спросите у журналиста, смотрит ли он новости по телевизору и читает ли газеты. Он ответит, что не включал «голубой экран» года два минимум. Газет не читает, а о жизни мира узнает из Интернета. Парадоксально, не находите? А может быть, все дело в том, что такие люди хотя бы немного не понаслышке знают то, КАК создается этот информпоток, который потом «идет в массы»?
Но даже сапожник в этом случае останется без сапог. Даже мастер производства не может знать, что и кто стоит за той информацией, которую ему подают. Слишком велики масштабы действа. Разбивать телевизор – глупо. Пытаться взорвать систему – смело, но еще глупее. Куда делся так популярный год назад Мистер Фримен, открывающий нам глаза на мир? Правильно, остался не более чем интересной задумкой и достойной уважения вирусным роликом.
Единственное, что может сделать каждый из нас – не столь слепо верить тому, о чем говорят СМИ. В особенности, тот самый «зомбоящик». А журналистам, как приличным людям – стоит постараться максимально поменьше «петь с чужого голоса».
Юлия Ахтамянова, газета факультета журналистики УрГУ, май 2011