Отец Александр (Сандырев) по образованию биолог. На досуге он поигрывает в «Героев Меча и Магии» на компьютере, а вообще-то работает в молодежном отделе екатеринбургской Епархии. Потому, наверное, и откликнулся на предложение побеседовать с молодежью. Тема наша – грехи — как выяснилось, его приятно удивила. Но…
— Перед тем как приступить к обсуждению греха, мы должны разделить такие понятия, как этика, аскетика и мистика, — ответил наш гость на первый вопрос. Уверен, каким бы этот вопрос ни был, ответ вряд ли был бы другим: отец Александр был серьезен и решителен. Что ж, разделить, так разделить.
Оказалось, что грехи, за которые ухватились мы – аскетические. Придумали их монахи, и причиной этому было развращение общества начала нашей эры. Итак, мы попали в цель. Ведь мир, в сущности, не изменился: раньше грешили тысячами в Иерусалиме и Риме, теперь миллионами в мегаполисах – вот и вся разница.
Другие же грехи, хоть и имеют еще актуальность, выражены не так ярко. Этические, например, хотя бы потому, что понятие «смертный» применялось к ним буквально: за совершение таких поступков убивали. А у нас – мораторий. Вопрос закрыт.
Мистические? Современному человеку вообще трудно понять, что это такое. Из того, что изложил нам отец Александр, стало ясно: это – из области книжного богословия. Не нам туда соваться.
Поэтому остановимся все-таки на аскетических. Это Гордыня, Гнев, Зависть, Скупость, Сладострастие, Леность и Чревоугодие. Идеи о раскрытии темы каждого из них посыпались сразу же (хотя несомненном лидером было, конечно же, сладострастие). Неосвещенным оставался только один. Как думаете, какой? Самый страшный из них – Гордыня. Сначала мы не понимали толком, почему так. А оказалось, что…
— …Когда человек совершенствуется, гордость больше всего и начинает проявляться. Гордыня переворачивает все. Любое доброе дело, каким бы хорошим оно ни было, – обесценивается. В этом смысле другие грехи – такие, как сладострастие и скупость, – оказываются не столь страшными и разрушают человека меньше, чем гордыня. Потому что гордыня проникает глубоко в душу человека. Вы знаете, есть такое растение, называется верблюжья колючка. Корни его уходят на глубину до 30-ти метров. Убрать этот кустик очень легко: пнул его – и он отлетел. А корень остался. И стоит только упасть капле дождя, как – раз! – и верблюжья колючка снова появляется. Потому что корни – в самом сердце.
Но это все в теории, далекие от ночных клубов, казино и просто темных арок, существующих в нашем мире. А что в нашем мире? Согласно современным международным декларациям прав и свобод, человек волен сам определять, что ему делать, а что не делать. Стерлось понятие добродетели, да и «греховность» поступка теперь определяет сам человек: так, как ему это удобно. Для кого-то недопустимо прийти на работу\учебу ненакрашенной, а кто-то считает, что людям нельзя слушать рок-музыку. У всех свои табу, защищенные основной добродетелью современности – свободолюбием. Мы не можем теперь говорить другим, как «надо». И невозможно в наше время навязывать обществу идею о том, что нужно иметь какой-то определенный свод самозапретов – и следовать ему. У нас свободная страна. Демократическое государство. И вообще гражданское общество. Поэтому мы можем сказать только: «Вы свободны до тех пор, пока это не мешает другим». Люди имеют законное право на свободу, требуют ее и получают. И каждый поступает в меру собственной греховности.
Дмитрий Дмитриев, екатеринбургская городская молодежная газета «Седьмой угол», № 11(29)