Г. Дж. Уэллс
В ближайшем будущем у России появится Стратегия государственной национальной политики. Пока подготовленный проект проходит широкое обсуждение в регионах, 16 октября оно состоялась и в Тюмени. Предложенный вариант документа оценивают по-разному, однако в научной среде есть мнение, что разработать и начать реализовывать подобный документ необходимо было еще десять-пятнадцать лет назад. Тогда, возможно, России не пришлось бы столкнуться с угрозой разрушения целостности государства, которую связывают с деятельностью националистических сообществ.
Национализм – это этнизация всех социальных отношений. При такой системе ценностей человек выстраивает любое общение с окружающими в зависимости от их национальной принадлежности. Он может и вовсе отказаться от общения, если считает, что оно недопустимо с представителями другого этноса. Нередко причины кроются в ранее пережитом негативном опыте, связанном с представителем той или иной этнической группы и перенесением отрицательных качеств конкретного ее представителя на всю группу. Банальный пример: узбек нагрубил киргизу, после чего киргиз решает, что все узбеки – грубые. То есть конфликт возникает вовсе не на национальной почве, но когда у оппонентов заканчиваются доводы, они прибегают к последнему, указывая на этническую принадлежность друг друга. В этом случае происходит подмена понятий, смыслов: человека обвиняют в чем-то лишь потому, что он принадлежит к иной социокультурной группе.
В такой ситуации человек ищет защиту, единомышленников, с которыми можно было бы объединиться в борьбе за свои интересы. Не видя других оснований для консолидации, люди объединяются по этническому признаку. Интересы представителей разных этнических сообществ сталкиваются, и происходит конфликт. В интернете есть много картинок, на которых изображены афроамериканцы (или даже черный кот) в контексте какой-либо ситуации. Почти под всеми подпись: «Это потому что я черный?!». Так вот, часто представители этноса видят причину своих проблем и конфликтов в том, что их не признают как этническую группу.
Решение большинства конфликтов в социально-политической сфере часть научного общества видит в формировании общероссийской нации, основанной на гражданской идентичности. Индивид может отождествлять себя с несколькими социальными группами (молодежь, студенты, разные этнические и религиозные сообщества и др.), но системообразующей должна стать именно гражданская идентичность. Чувство «мы», объединяющее человека с большой гражданской общностью, позволяет ему чувствовать себя более уверенно перед сложной и не всегда понятной ему социальной реальностью. Гражданская идентичность означает осознание личностью себя членом общества, индивидом, который обладает равными со всеми правами и обязанностями, и готов обратиться к социальным институтам за помощью в решении возникшего конфликта. Государство сохранит свою цельность, если подобное чувство защищенности индивид будет связывать с ним, а не с отдельным социокультурным сообществом. А общественные отношения будут продуктивны в том случае, если будут построены на принципах гуманизма, то есть на восприятии человека как персоны, личности, а не как совокупности его национальных, конфессиональных, гендерных и иных характеристик. Ведь, в конечном счете, все различны и все равны.
Дарья Бушланова