Live

Два в одном

Два в одном
В Тюменском музее изобразительных искусств 26 сентября был презентован необычный нательный крест. О его особенностях рассказала Ирина Мануйлова, главный хранитель музея.Предоставленный частным владельцем вместе с другими (напрестольными, путеводными, покойными) этот крест отличается тем, что с лицевой стороны у него христианская символика, а на обороте – языческая.Когда-то он принадлежал женщине – об этом свидетельствуют символы языческой богини Макошь — матери-земли, изображенные на обороте. Крест является символом мира и у славян, и у христиан, и у язычников. В христианстве существует народный церковный календарь, где каждый день отводится какому-либо святому, или празднику. В эти праздники вплетаются языческие обряды, народные приметы. Поэтому христианство было лояльно принято язычниками. «И вот эти общие черты, — говорит Ирина Александровна, — как раз показаны на кресте». Построение мира в этих религиях понимается примерно одинаково: в христианстве – преисподняя, животварный мир и высший, в язычестве – подземный мир со своими таинствами, земной и космос.«В язычестве внимание уделяется цикличности жизни, а в христианстве немного другой взгляд на это: человек приходит на землю лишь один раз, а что с ним потом становится – мы не знаем, нам не известна тайна жизни. Но, наличие души признается и в христианстве, и в язычестве. Другое дело, что в язычестве вопрос о перерождении души не стоял никогда, в то время как в христианстве до середины VI в. учение об этом входило в христианство. На втором Константинопольском соборе этот вопрос был пересмотрен», — рассказывает хранитель музея.Она подчеркивает, что в христианстве главную роль играют нравственные вопросы, потому что Христос соединяет тварный и подземный мир с высшим, горним, служит посредником между ними. Эти нравственные качества воплощены в десяти заповедях.Но почему же этот крест — двусторонний? Может быть, потому, что   главный в нем – человек. На лицевой стороне мы видим Христа, а на оборотной – богиню Макошь, которая предстает в человеческом женском облике. Человек – центр мира, объясняемого в языческой и в христианской традициях.  Крест – антропоцентричен. А все символы, которыми насыщен этот ритуальный предмет, показывают нам все устройство мира – с небольшими различиями в каждой из религий.Елизавета Алексеева

В Тюменском музее изобразительных искусств 26 сентября был презентован необычный нательный крест. О его особенностях рассказала Ирина Мануйлова, главный хранитель музея.

Предоставленный частным владельцем вместе с другими (напрестольными, путеводными, покойными) этот крест отличается тем, что с лицевой стороны у него христианская символика, а на обороте – языческая.

Когда-то он принадлежал женщине – об этом свидетельствуют символы языческой богини Макошь — матери-земли, изображенные на обороте. Крест является символом мира и у славян, и у христиан, и у язычников. В христианстве существует народный церковный календарь, где каждый день отводится какому-либо святому, или празднику. В эти праздники вплетаются языческие обряды, народные приметы. Поэтому христианство было лояльно принято язычниками. «И вот эти общие черты, — говорит Ирина Александровна, — как раз показаны на кресте». 

Построение мира в этих религиях понимается примерно одинаково: в христианстве – преисподняя, животварный мир и высший, в язычестве – подземный мир со своими таинствами, земной и космос.

«В язычестве внимание уделяется цикличности жизни, а в христианстве немного другой взгляд на это: человек приходит на землю лишь один раз, а что с ним потом становится – мы не знаем, нам не известна тайна жизни. Но, наличие души признается и в христианстве, и в язычестве. Другое дело, что в язычестве вопрос о перерождении души не стоял никогда, в то время как в христианстве до середины VI в. учение об этом входило в христианство. На втором Константинопольском соборе этот вопрос был пересмотрен», — рассказывает хранитель музея.

Она подчеркивает, что в христианстве главную роль играют нравственные вопросы, потому что Христос соединяет тварный и подземный мир с высшим, горним, служит посредником между ними. Эти нравственные качества воплощены в десяти заповедях.

Но почему же этот крест — двусторонний? Может быть, потому, что   главный в нем – человек. На лицевой стороне мы видим Христа, а на оборотной – богиню Макошь, которая предстает в человеческом женском облике. Человек – центр мира, объясняемого в языческой и в христианской традициях.  Крест – антропоцентричен. А все символы, которыми насыщен этот ритуальный предмет, показывают нам все устройство мира – с небольшими различиями в каждой из религий.

Елизавета Алексеева

Комментарии (/blogi/125481-dva-v-odnom/)