Зимние дворовые игры, существовавшие в Древней Руси.
Два мороза
Для современных детей Дед Мороз — воплощение щедрости и доброты. Так было не всегда. Наши предки представляли Деда Мороза неказистым вредным старикашкой, который тряс длинной седой бородой и стуком вызывал трескучие морозы. Такой подход отражен в этой народной игре.
Для игры нужна просторная площадка размером не меньше 6 на 12 метров. На противоположных сторонах площадки отмечаются два «дома». Играющие выбирают двух Морозов: «Мороз — красный нос» и «Мороз — синий нос» (жеребьевкой или по желанию). Морозы становятся в середине, а остальные игроки находятся на одной стороне площадки за линией «дома».
Оба Мороза обращаются к ребятам со словами: Мы два брата молодые, Два Мороза удалые.
Один из них, указывая на себя, говорит:
Я Мороз — красный нос,
Другой:
Я Мороз — синий нос.
И вместе:
Кто из вас решится В путь-дороженьку пуститься?
Все игроки отвечают:
Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз!
После этих слов играющие бегут на другую сторону площадки за линию «дома». Оба Мороза ловят и «замораживают» перебегающих. Кого «заморозили» — остаются стоять на месте. Затем Морозы опять обращаются к играющим, а те, ответив, перебегают обратно в «дом», выручая по дороге «замороженных»: дотрагиваются до них рукой. Те, кого выручили, присоединяются к остальным ребятам. Так играют несколько раз. Затем выбирают новых водящих. В конце игры отмечается, какой Мороз сумел заморозить больше ребят.
Указания к проведению: перебегать площадку можно только после слов «И не страшен нам мороз!». «Замороженный» не должен сходить с места, пока его не «разморозят» прикосновением руки. Забежавший за боковую (длинную) сторону площадки считается
осаленным.
Количество участников 10-20 человек.
Льдинки
На льду чертят круг диаметром 3 метра. В центре круга вырубают ямку, в которую накладывают льдинки величиной с кулак. Водящий ходит по кругу и старается легко ударить каждого, кто вздумает войти в круг и выбить льдинки сначала из ямки, а затем из круга. Чтобы выбить льдинки из ямки, необходимо подбежать к ней и с силой наступить на крайние льдинки. Водящий пытается легко ударить игрока, а в это время остальные должны выбивать ногой оставшиеся льдинки: кто из ямки, а кто из круга. Кого водящий осалит, становится водящим. Если по окончании игры ни в круге, ни в ямке не останется ни одной льдинки, а водящему не удалось никого осалить, то он опять водит.
Указания к проведению: играют на ледяной площадке. Число участников — до 10 человек. Игра особенно интересна мальчикам. Водящий салит игроков только в круге. От участников игры требуются сноровка, ловкость.
Дрема
Считалкой выбирается водящий — «дрема». Он садится на корточки в центре круга и закрывает глаза. Играющие, взявшись за руки, идут по кругу по часовой стрелке и приговаривают:
Сидит дрема, сидит дрема, Сидит дрема со своею дремотой (2 раза).
«Дрема» должен исполнять все, что говорят играющие:
Встает дрема, встает дрема,
Встает дрема со своею дремотой (2 раза).
«Дрема» встает, потягиваясь и зевая, начинает идти навстречу общему движению, не открывая глаз:
Ходит дрема, ходит дрема, Ходит дрема со своею дремотой (2 раза). Ловит дрема, ловит дрема, Ловит дрема со своею дремотой (2 раза).
Как только произносится последнее слово, все игроки разбегаются, а «дрема» ловит их с закрытыми глазами. Пойманного игрока он должен назвать. Если пойманный игрок назван правильно, он становится «дремой», и игра продолжается.
Указания к проведению: эта старинная русская игра интересна детям дошкольного и младшего школьного возраста. Минимальное число участников — 10 человек.Играть можно как в помещении, так и на улице. «Дрема» не имеет права ловить ребят, пока не сказаны последние слова приговорки. Нельзя подглядывать, чтобы угадать пойманного игрока. Если «дрема» не узнал пойманного, игра продолжается с прежним водящим.
«Зимний снайпер»
Инвентарь: снежки и мишень (в виде дощечки, или горы из снега)
Количество участников: 10 человек
Правила игры: на горе, или на дощечке рисуется мишень с количеством баллов. Каждому участнику даётся 3 попытки попасть в мишень. Кто больше наберёт баллов, тот и выиграл.
Возможен другой вариант. Строятся небольшие крепости, загатавливается одинаковое количество снежков. Нужно участникам сражения за определённое количество времени, как можно больше вывести из игры противников, методом, попадания в них снежком. В кого попадает снежок выходят из игры. За ограждением нельзя долго прятаться.