Итак, наступил третий день фестиваля, который уже в самом разгаре. Погода утром сегодня была не из самых приятных: лужи, слякоть, холодный ветер, наверное, абсолютно каждый ощутил сегодня утром нехватку солнечного света. Да, именно солнечного света нам не хватало. Так, у нас проблемы со светом! Видимо сегодня кто-то «там» на пульте забыл направить «световую пушку» на наш город. Кто там у нас «бог солнца», ответственный за свет? Ах да, осветитель.
Но прежде чем ругаться на осветителей, гораздо разумнее было бы проверить на себе их профессию. Приближался вечер, вот-вот начнётся Театр Группа Б и мы выступаем первыми среди Театров Малых Форм. К счастью, мне «попался на глаза» Десятников Денис, один из тех «богов солнца», без которых нам бы пришлось выступать с фонариками или даже при свечах. Ну и как полагается у студентов: сначала теория, а затем практика, поэтому для начала я задал ему несколько вопросов о его профессии.
Олег: Доброго дня, Денис. Скажи пожалуйста, как давно ты работаешь осветителем и с чего всё началось?
Денис: И тебе добрый, если честно, то впервые я встал за пушку 30 мая 2008 года в ДК «Современник». Но тогда я управлял только пушкой. А за профессиональное световое оборудование я сел в 2009 году.
Олег: Как я понял, осветитель — это твоя основная работа?
Денис: Верно, я работаю осветителем на постоянной основе в театре «Ангажемент» и в Тюменской Государственной Академии Мировой Экономики, Управления и Права. Также в театре «Ангажемент» я работаю юристом, составляю договоры. Ну и конечно же работаю по найму художником по свету.
Олег: Хм… А тебе не сложно совмещать всё это?
Денис: Да, нередко возникают трудности, иногда даже бывают конфликты, когда в одно время я должен быть в разных частях города. Вот так и приходится как «белка в колесе» суетиться, чтобы везде успеть. Нередко приходится «жертвовать „выходными днями.
Олег: Сложно ли управлять световым оборудованием? (Тут я решил записать его ответ на диктофон)
Денис:
Олег: Какие мероприятия в рамках студвесны ты освещаешь?
Денис: Как правило, я освещаю выступления ТГАМЭУП на этом фестивале, но иногда приходилось помочь ребятам из других ВУЗов. И всё это, я совмещаю с моей основной работой в театре “Ангажемент».
Олег: Я слышал, что ты иногда получаешь премию в виде еды. Это правда?
Денис: И такое бывало. Иногда приходится работать не только за еду, о и за саму идею. Вообще в принципе я работаю на тех мероприятиях, которые мне нравятся. Если мне обещают заплатить приличную сумму за работу, но при этом сама программа, которую я должен освещать, меня не впечатляет, то я отказываюсь. А вот, если мне предлагают пусть небольшие деньги, но мне нравится сама программа, то я соглашусь. Кроме того, иногда даже занимался благотворительностью лишь потому, что получал от выполняемой работы удовольствие.
Олег: Ну и последний, Денис, вопрос. Какие вопросы обычно задают осветителям?
Денис: Хороший вопрос. Иногда даже складывается впечатление, что есть некий шаблон с перечнем вопросов для осветителей. В основном задают следующие вопросы:
- Когда вы отмечаете ваш профессиональный праздник? День культурного работника или день Театра? — Хочу отметить, что у осветителей есть конкретная дата их профессионального праздника — это 11 июля.
- Какие у вас планы на будущее?
- Как вы поняли, что профессия осветителя — это то, что вам нужно?
- Не собираетесь ли вы устроиться на другую работу?
- Устраивает ли вас заработная плата?
Олег: Спасибо большое, Денис, а ты можешь мне дать возможность проверить на себе профессию осветителя?
Денис, недолго думая, согласился и провел меня к пульту. И вот началась практика. Пульт мне напомнил обычный микшер и компьютерную клавиатуру, но, как оказалось, не всё так просто. Мне попытались объяснить, что за что отвечает. Если честно, это все гораздо сложнее, чем я думал. Ведь тут не только общий свет, но и пушка, фильтры и прочее оборудование, которое не имеет прямого отношения к свету в целом. Единственное, что у меня получилось — это немного «побаловаться» пушкой вверх-вниз и общим светом, всё остальное для меня оказалось непостижимым. Затем мне объяснили, как все устроено и что дают, торчащие из фонарей, «полупрозрачные плёнки», которые называются фильтрами. Также я не упустил момента и попробовал включить снег на сцене, при помощи специального пульта. И, на удивление, мне это удалось: по центру сцены пошел искусственный снег. Хочу отметить, что я нередко видел осветителей, которые вынуждены были сами забираться по стремянке к фонарю и заменять лампочку или фильтр. Иногда даже происходили «Форс-Мажорные» ситуации.
В итоге, я понял, что профессия осветителя не такая уж и простая. Раньше мне казалось, что достаточно лишь в один момент нажать нужную кнопку и всё, но первым «знаком» того, что я заблуждаюсь был сам пульт по управлению светом. Денис верно подметил, что нельзя просто прийти и стать «световиком». В этом я лично убедился, ведь эта работа очень ответственна и требует профессионального подхода во всём. Дилетантам тут не место!
Проверив на себе профессию осветителя, я спустился на первый этаж и прошел в гримёрку, поскольку уже через несколько минут -18:00, а значит скоро наш выход ...