Хорошие мои, написанное ниже придумала не я (не додумалась бы, наверно). Но активно применяю в отношении наших детей! Спасибо преподавателям гуманной педагогики!
Вообще, абсолютно все дети от природы добрые, жизнерадостные и открытые. Но бывают ситуации, когда дитё начитает впадать в истерики, обижаться, ныть, требовать, топать ногами, стоять на своем, кричать, закатывать публичные скандалы и тп..
На нас-родителях лежит огромная ответственность – помочь ребенку в такой период. Помочь! А не навредить. А навредить мы можем легко одной своей реакцией.
Банальный пример
Дети играют в песочнице (ну пусть им года 2-3). Кого-то ударили лопаткой, он в слезах бежит к маме. Зачем бежит? За помощью, поддержкой, чтобы его пожалели (это абсолютно нормально для детского возраста!), приласкали, защитили, а самое главное – приняли эмоции, которые он испытал. В большинстве случаев (по моим наблюдениям) происходит следующее: мама присаживается на корточки, гладит, обнимает ребенка и ласково говорит примерно так: «Ну не плач, не плач, все пройдет.» И пытается отвлечь ребенка на что-то интересное. Вроде бы все хорошо (я сама раньше также поступала). Ошибка заключается вот где: в любой ситуации, когда ребенку плохо, больно, обидно и тп., первое, что нужно сделать – дать понять, что мы понимаем и разделяем его чувства! Так и сказать: «Я вижу — тебе больно (обидно, неприятно, ты рассержен(а) и тп.) и после этого (или во время) обнимать, гладить и все прочее, что мы делаем обычно в этакие моменты.
Таким образом мы даем понять ребенку, что принимаем его. Что он нормальный человек. Что имеет право на эти эмоции! (А разве мы – взрослые, не психуем? Не кричим? Не раздражаемся? Еще как! И нам совсем не хочется, чтобы эти эмоции были загнаны внутрь! Нам проораться надо! И уж конечно не считаем ерундой наши проблемы. Вот и у детей «ерундовых» проблем быть не может! У них тоже все серьезно. И наша обязанность – с понимаем относиться к переживаниям ребенка, не важно – 3 ему года или 15 лет.)
Детям очень важно давать проявлять весь спектр эмоций, а не только чувство радости и счастья!
Нашему сыну 3,5 года. Мы научили его понимать собственные эмоции. И он может назвать чувство, которое испытывает! Я рада за него!
Еще один банальный пример
Мама не купила игрушку (шоколадку). Малыш закатил истерику в магазине (может даже упал на пол). Не нужно судорожно смотреть на лица окружающих, в стыде предполагая, что о нас и ребенке люди подумают. Это не важно. А уж сказать ребенку: «Посмотри, на тебя все смотрят, как ты себя ведешь» — ошибка еще бОльшая. Что делать? Попытаться спокойным голосом без злости сказать человечку, которому в данный момент действительно плохо: « Я прям чувствую, как ты расстроился. Вижу, как тебе обидно». А дальше – любые слова в свое «оправдание» )))))
Отлично, если при разговоре о том, что чувствует ребенок, привести примеры из своего детства (естественно, когда он уже успокоился). Чадо очень заинтересуется – проверьте ;)
Ещё момент: На одно «нет» ребенок должен слышать три «да»! Поэтому, если мы категорически запрещаем рисовать на обоях, значит нужно предложить, как минимум, ватман, доску для мела и обратную сторону шкафа (слегка утрирую, конечно, но смысл передала)))).
Ладно, заканчиваю )))))
Помните! За любыми негативными эмоциями малышей стоят неудовлетворенные потребности (в любви, понимании, принятии, похвале, ласке, уважении, познании, свободе и тп).
И если мы не можем позволить нашим детям проявлять эмоции, значит, нам самим запрещали это делать…