Live

Чтобы помнили

Чтобы помнили
7 декабря 1988 года в Армении произошло землетрясение. Его мощность была сопоставима с несколькими атомными бомбами, сброшенными на Хиросиму и Нагасаки. За полминуты природная катастрофа разрушила практически всю северную часть республики.
Тогда без крова осталось более полумиллиона человек, погибло 25 тысяч жителей. Фильм «Землетрясение» был создан, чтобы сохранить память о трагедии.

Это первая серьезная работа Сарика Андреасяна после вереницы комедий. В одном из интервью режиссер сказал, что в течение пяти лет думал над идеей фильма о Спитакском землетрясении и разрабатывал к нему сценарий. Подготовка к съемкам также длилась на протяжении нескольких лет: команда общалась с сотрудниками МЧС, пострадавшими от землетрясения, руководителями спасательных бригад и грузинскими врачами, помогавшими раненым в те дни. По словам режиссера, с каждым годом о трагедии говорят все меньше и меньше. Андресян считает, что люди, погибшие в тот день, достойны памяти пускай даже в художественном фильме.

Задачей съемочной группы было максимальное воссоздание атмосферы разрушенного города. За полтора месяца команде удалось построить дома (а затем их специально разрушить бульдозерами) из пенопласта и дерева с непосредственной опорой на фотографии и хронику. Где-то строителям даже приходилось вручную укладывать асфальт на улицах воссозданного Ленинакана, специально разбрасывать мусор и распылять вокруг тонны цементного порошка. После строителей за дело взялись бутафоры: мебель и обои для разрушенных квартир приходилось брать из выселенных домов. Кое-где для крупных планов использовались настоящие бетонные плиты (например, в сцене спасения девушки Лилит из-под завалов). Художник-постановщик фильма рассказывал в интервью, что перед тем, как начать съемку, ему приходилось забираться между плитами и только потом пускать туда актеров.

На фоне землетрясения разворачиваются истории двух молодых людей. Они встречались ранее: по вине Константина восемь лет назад в автомобильной аварии погибли родители маленького Роберта. Случайным образом они сталкиваются в день землетрясения: один приезжает в Ленинакан после восьми лет тюремного заключения, второй же живет здесь с родственниками и хочет увидеть Константина, спасшего его в автокатастрофе.

Помимо истории главных героев в «Землетрясении» есть еще две сюжетные линии: семьи Константина (его жена и дети) и семьи Гаянэ (девушка, отец которой от нее отвернулся). Если первая соотносится с общим сюжетом, то вторая дана обособлено. Тем не менее она не выглядит лишней и подчеркивает всеобщий масштаб горя. Вообще все герои выглядят приближенными к реальности. Их простая речь, одежда и обыденная жизнь помогает зрителю ассоциировать себя с Гаянэ, Лилит, Робертом, примерять их роль на себя и сопереживать. Массовка и вовсе была собрана даже из тех, кто на самом деле видел землетрясение и был под завалами. Да и на площадке была соответствующая атмосфера: все 42 съемочных дня завершались минутой молчания.

С одной стороны, создание такого фильма это несомненный плюс в плане исторической памяти, с другой – смотреть его невыносимо тяжело. Зрителя накрывает волна эмоций и от визуального ряда (плач детей, обрушение на людей фасадов здания, всеобщая паника), и от музыкального сопровождения. Если без картинки не обойтись, то от музыки, на мой взгляд, даже от трагичной, можно было отказаться.

Общее впечатление от картины скорее положительное. Сдержанное и лаконичное (всего полтора часа) повествование без геройства, а с историями простых людей и с сочетанием разных линий повествования. Конечно, есть некоторые надуманные моменты (например, как можно в декабре выжить в течение четырех дней на улице, лежа под плитами?). Тем не менее это дает надежду. Жизнь героев все равно продолжается несмотря ни на что.
Комментарии (/blogi/167419-chtoby-pomnili/)