"Трон. Наследие": новое великолепие на киноэкране". Статья Сергея Ермолаева о главном фильме этой зимы.

 «Трон. Наследие»: новое великолепие на киноэкране". Статья Сергея Ермолаева о главном фильме этой зимы.Ни для кого не секрет, что картина «Трон», вышедшая на экраны в июле 1982 года, стала первой в истории кино, более чем наполовину прорисованной на компьютере. А если быть совсем точным, то она содержит почти 30 минут чистой графики и еще несколько сцен, в которых графика присутствует частично.

Ни для кого не секрет, что картина «Трон», вышедшая на экраны в июле 1982 года, стала первой в истории кино, более чем наполовину прорисованной на компьютере. А если быть совсем точным, то она содержит почти 30 минут чистой графики и еще несколько сцен, в которых графика присутствует частично.

Таким образом, фильм, считающийся сегодня одним из лучших образцов классики фантастического кинематографа, в свое время стал настоящим прорывом, вершиной возможностей индустрии кино начала 1980-х. И вместе с тем оказался одним из первых по-настоящему ярких представителей киберпанк-лент, послужив мощным толчком к последующему развитию киберпанка как экранного жанра, входящего в группу жанров фантастики.

Однако, как это было со многими известными нам вещами, культовой картина «Трон» стала не сразу. В год своего выхода в прокат она не имела зрительского успеха, а в церемонии награждений «Оскар-1983» не получила ни одной статуэтки. Лишь когда прошли годы, появилось множество комиксов, компьютерные игры, серии игрушек, а затем вышел небезызвестный всем вам шедевр братьев Вачовски «Матрица», ставший своеобразным отголоском «Трона» и имеющий определенные отсылки к нему, фильм с его вселенной получил свою армию фанатов и приобрел соответствующий статус.

Шли годы, техника и технологии кинопроизводства неустанно развивались. И вот, когда в кино стало возможно абсолютно все без преувеличения, в студии «Disney» приняли решение действовать. Было объявлено о создании нового фильма «Трон». Теперь, глядя на широкий экран, понимаешь, почему этот проект стал одним из самых масштабных, амбициозных и… дорогостоящих в истории студии: перед нами первый настоящий конкурент кэмероновского «Аватара» как в техническом, так и в любом другом плане. И это сказано без какого-либо пафоса, ибо фильм Джозефа Косински настолько хорош визуально и столь силен, что простых слов для описания этого великолепия сразу не находится.

К слову, о режиссере: перед нами дебютант в большом кино. Видимо, потому имя Косински стало новым даже для многих киноманов, которые до этого просто не могли ничего видеть в его исполнении. Непонятно, чем смог склонить на свою сторону руководство «Disney» человек, изначально занимавшийся спецэффектами в рекламном бизнесе, но, судя по всему, свой главный фильм последнего времени ценой почти в 200 с лишним миллионов долларов студия доверила ему не просто так. Косински же со своей задачей справился на «отлично», оправдав все возложенные на него надежды и доверие «Disney», и теперь по праву может считаться одним из самых успешных режиссеров-дебютантов в Голливуде. В первой же своей работе показав настоящий мастер-класс по созданию первоклассного аудиовизуального аттракциона, рядом с которым даже последнее творение Джеймса Кэмерона выглядит не столь уж уверенно, Джозеф Косински моментально получил еще один дорогой диснеевский проект по очередному триумфальному возрождению одной из классических лент, но теперь еще более старшего возраста.

Итак, «Трон. Наследие». Новое совершенное великолепие на киноэкране. Но это не виртуальный мир в привычном для нас понимании. Этакая одушевленная софт-вселенная, пропитанная элементами всплывающего в памяти «Бегущего по лезвию» с примесью «Звездных войн». Но мир, в котором живут программы, настолько уникален и неповторим, что сравнивать его с чем-то, наверное, неправильно. Здесь все свое. Здесь царит единый, строго выверенный стиль и действуют собственные правила. Дома и улицы словно сотворены из черно-синего и зеленоватого стекла с ярко-оранжевой подсветкой, светобайки непременно оставляют за собой световой след, который оказывается вполне материальным, а на темном электронном небе никогда не бывает солнца… Здесь царит диктатура, и любое отклонение от функционального соответствия карается уничтожением. Но в этом жестком мире, где жизнь человека или программы не стоит ничего, находится место простой человечности. Мы видим на полке у создателя Системы Кевина Флинна, оказавшегося запертым в ней, тома Толстого, Достоевского, Жюля Верна… Книга как знак. Единственный символ добра и справедливости в дьяволизированном мире, захваченным К.Л.У. – компьютерным двойником Создателя.

Подробно говорить о сюжете, конечно, не будем, ибо каждый должен увидеть все сам, но отметим тот факт, что «Наследие» не только совершенно в визуально-звуковом плане, но также довольно сильно и в плане смысловой нагрузки. В фильме есть, пусть и не новая, но оттого не менее верная идея о том, что наш мир, на самом деле, совершенен, просто люди слишком заняты будничными мелочами, чтобы это заметить.

Однако времени на то, чтобы о чем-то как следует задуматься, зрителю не дается. Фильм как один большой фееричный музыкальный клип, где отвлекает все от любого незначительного элемента спецэффектов до невероятно мощного саундтрека в исполнении французского дуэта «Daft Punk», которые, кстати говоря, сумели-таки засветиться в картине в роли двух MP3-программ, ставивших музыку в клубе «Конец линии».

Вообще же музыка в «Троне. Наследии» – это совершенно отдельный от всего прочего разговор. И если ничто другое не заинтересовывает, то фильм все равно стоит смотреть – хотя бы ради нее, ибо в ней все, что довершает дело и выдает фильм полноценным киберпанк-блокбастером. Написанную специально для «Наследия» музыку Ги-Мануэль де Омем-Кристо и Томас Бангальте выпустили отдельным альбомом за 11 дней до мировой премьеры картины. По словам парижских электронщиков, это была самая сложная и ответственная работа в их карьере.

«Daft Punk» пришли в проект, возглавляемый Джозефом Косински, задолго до начала съемок – еще на стадии дописания и доработки сценария. Для них была собрана отдельная звукостудия, где они могли с комфортом работать в течение длительного промежутка времени. Всего за 3 года работы над аудиосоставляющей частью киноленты было написано несколько десятков различных треков. Но созданием и записью саундтрека занимались не только «Daft Punk», но еще около 100 лондонских музыкантов, которые работали в лондонской студии звукозаписи «AIR Lyndhurst Studios». Сами же «Daft Punk» работой только над музыкальными треками не ограничились и также принимали участие в монтаже роликов и самого фильма. В итоге материал был смонтирован точно под ритм их треков. Музыка была полностью и всецело интегрирована в фильм, что видно невооруженным глазом с первых же минут его просмотра. Помимо всего прочего дуэт работал над всем дизайном звука в «Наследии», особенно в тех сценах, где из фоновых звуков рождается некая мелодия, стирающее грань между музыкой и звуками.

Киноманы, киноманьяки и просто зрители, увидевшие «Трон. Наследие», явились свидетелями самого грандиозного зрелища на широких экранах с момента уже упомянутого «Аватара»; фильма, о котором хочется говорить исключительно положительно, не смотря на пару-тройку слабоватых моментов, связанных с второстепенными героями и режиссурой в целом, а также незначительные слабости в сценарии. И мы действительно не будем в данной статье обращать на них внимание. Концентрируемся на персонажах №1. Очень порадовали актеры Джефф Бриджес, гениально сыгравший философа-создателя всей Системы Кевина Флинна и его клонированного электронного двойника К.Л.У., очень естественно и живо сыгравший Сэма Флинна актер Гарред Хэдлунд. И, конечно же, невозможно не отметить Оливию Уайлд, явившуюся на экранах в образе игриво-обворожительной Кворы, последнего изоморфа системы (изоморфного алгоритма). Актеры справились со своими задачами как никогда хорошо, и это тоже стоит вписать в общий список плюсов фильма, ибо сочетание компьютерного неонового мира и живых лиц героев, неподдельно показавших все свои эмоции, – самое лучшее для подобного кино и должно быть отмечено самой высокой оценкой.

В завершение остается упомянуть лишь то, что дебютная киноработа Джозефа Косински стала первым в истории 3D-фильмом, снятым объективами с фокусным расстоянием 35 миллиметров, которое так любят многие профессионалы-фотографы за то, что оно почти повторяет фокусное расстояние человеческого глаза и достаточно точно воспроизводит перспективу нашего видения мира.

Что ж, «Трон. Наследие» на экранах. В разработке третий фильм, превращающий все это в кинотрилогию. Ну, а пока – МИР ВАМ, ПРОГРАММЫ. И до встречи в кинотеатрах! ©

«Трон. Наследие». Выход в прокат РФ: декабрь 2010.

Оценка фильма: отлично, мощно.

Автор статьи: киновидеооператор, режиссер и кинокритик Сергей Ермолаев.

26 декабря 2010.

Мир

Cannot find 'novosti.geo' template with page ''

Россия

Cannot find 'novosti.geo' template with page ''

Тюмень

Cannot find 'novosti.geo' template with page ''