Live

Дауншифтинг: «брошу все, уйду в лес»!

Дауншифтинг: «брошу все, уйду в лес»!
Или «брошу все, уйду в монастырь!» Такие мысли порой посещают каждого жителя города. Идея не нова, уходить в монастырь, ашрам, обратиться к самому себе в молитве, практикуя йогу, медитацию. 

По словам Сатпрема, «Ашрам — это духовная или религиозная община, члены которой, направляемые Учителем, отрекаются от всего мирского, предаются медитации, сосредоточению и йогическим упражнениям для того, чтобы достигнуть Освобождения».

Само слово «аашрам(а)» (с ударением на первом, долгом «а»), означающее «уединение, отшельничество; обитель отшельников», происходит, возможно, от более древнего санскритского слова «шрама», означающего «усилие». Изначально, в соответствии с текстами Вед, слово «ашрам(а)» означало порядок и стадии человеческой жизни. Мудрецы древности разделили жизнь человека на четыре ашрама, каждый из которых является стадией жизни, способствующей духовному развитию человека:

- брахмачарья ашрам— это утро человеческой жизни, первые двадцать пять лет. В этот период, соблюдая обет безбрачия, человек должен накопить физические и духовные силы, а также приобрести духовные и мирские знания, необходимые для его гармоничной жизни в миру.

Грихастха ашрам— это жизнь домовладельца, семьянина. В этот период человек занимается накоплением мирского добра, поддерживает семью и наслаждается мирской жизнью, не нарушая норм морали. Стадия домовладельца считается центральной стадией, поскольку она дает возможность вырастить и воспитать детей, приобретая опыт бескорыстного служения членам своей семьи.

Ванапрастха ашрам— это вечер человеческой жизни. На этой стадии человек должен постепенно отстраняться от материальных благ, углубляясь в размышления о Высшей Истине и посвящая свою внутреннюю и внешнюю деятельность Богу.

Саньяса ашрам— заключительный период, включающий последние годы жизни человека, когда физическое тело находится на последней стадии перед его полным разрушением. Полностью отрекшись от мира, мирских наслаждений и привязанностей, человек проводит последние годы жизни, путешествуя по миру, медитируя и размышляя о Боге. Его усилия должны сводиться к тому, чтобы трансформировать свою человеческую беспомощность, жалкие условия старости и страх смерти в высшие ценности, осознавая божественное присутствие внутри себя, то есть, тот вечный источник истины, который неподвластен разрушению и смерти. Это осознание поможет человеку в момент смерти соединиться с Истиной, с Богом.

Традиционный ашрам — это, как правило, экономически независимая община и чаще всего, обнесенная забором территория, на которой находится:

— зал, веранда, терраса или другая площадка, для проведения встреч Учителя и его последователей;

— храм или храмовые комплексы для проведения специальных ритуалов;

— зал, сад или комната для сатсангов, медитаций, занятий йогой и другими практиками (иногда это место может быть «деревом медитации», «комнатой для интервью», «садом всех религий» и т. п.).

— здания и строения социальных и технических служб: столовые и кухня, поликлиники и амбулатории, общежития или гестхаузы, читальный зал и библиотека, торговые центры или магазинчики и т.п.

— служба приема, регистрации и расселения.

На территории ашрама или рядом с ним могут также находиться музеи, учебные заведения: (школы, колледжи и институты), медицинские учреждения, сельскохозяйственные угодья (огороды и фермы), спортивные сооружения (бассейны и стадионы), «самадхи» родителей Учителя, банки и многое другое, включая аэропорт, ж/д станцию или пристань. В некоторых ашрамах существует определенная программа обучения, в других вообще нет никакой структуры. Кое-где требуют, чтобы вы жили непосредственно в ашраме и не покидали его территорию, а в некоторых общинах нет вообще мест для расселения. В одних ашрамах требуется принимать участие в ежедневной работе, в других же предпочитают, чтобы ученики проводили время, занимаясь духовными практиками. Где-то следуют традиционным индуистским, буддийским или христианским церемониям, но кое-где любая обрядность и религиозность отрицаются как навязанные обществом. Учитель, возглавляющий ашрам и принадлежащий обычно к числу санньясинов (отрекшихся от мира), передает ученикам традиционное эзотерическое знание, которое он сам некогда получил от своего учителя и успешно применял на практике.

Под его руководством учащиеся изучают и пересказывают священные тексты, занимаются йогой, произносят мантры — священные формулы, распределяемые учителем строго индивидуально. К постоянным обитателям ашрама присоединяются иногда миряне, пожелавшие отойти на какое-то время от мирской суеты. По праздникам люди из соседних селений приходят туда целыми семьями, чтобы поднести жителям ашрама дары, которые учитель благословляет и распределяет среди учеников. Дарителям же он дает так называемый даршан — благословение, часто сопровождающееся наложением рук. После этого гуру обычно произносит краткую речь, и праздник завершается всеобщими песнопениями. Но бывает и так, что гуру хранит молчание, застыв в позе медитации в состоянии самадхи или блаженной сосредоточенности, которое, как считается, должно передаваться всем присутствующим. Когда Гуру умирает или, как принято говорить в Индии, «покидает тело, уходя в махасамадхи или паранирвану», ученики помещают его тело в специальную гробницу, называемую самадхи, которая становится главным объектом поклонения в ашраме.

По традиции, перед смертью Учитель назначает своего наместника, который после «ухода» гуру становится главой ашрама. В его обязанности входит контроль за правильностью соблюдения в ашраме установленного порядка, а также за тем, чтобы учение Мастера сохранилось в чистоте и без искажений.

Описание всех ашрамов Ришикеша, мировой столицы йоги, займет уйму времени и ни одну страницу, поэтому ограничимся кратким описанием некоторых из них.

Ашрамы могут размещаться как в больших многоэтажных зданиях, так и в небольших, похожих на трущобы, хижинах. Практически на каждом ашраме имеется вывеска (нередко с банальными грамматическими ошибками) с информацией о том или ином виде предоставляемых услуг. В большинстве таких заведений преподаватели неплохо изъясняются по-английски, всегда имеют позитивный настрой и готовы предоставить исчерпывающие ответы на любые интересующие вопросы.

Пармат Никетан– самый известный ашрам в Ришикеше. Именно благодаря нему в город потянулись тысячи сторонников йоги и просто туристов. В 1968 году ашрам стал свидетелем встречи гуру Махариши Махеш Йоги (1914 — 2008, Великий провидец — Маха (великий) и Риши (провидец)) — основателя трансцендентальной медитации и программы ТМ-Сидхи и возглавляющей в то время все музыкальные хит-парады знаменитой группы «The Beatles» во главе с легендарным Джоном Ленноном. За этот факт местные жители называют ашрам «Ашрам Битлз».

Ашрам построен на покрытом густым лесом обрыве. Он буквально утопает в зелени, на территории вымощены дорожки и растут могучие баньяны (деревья), установлены статуи и ажурные решетки. Напротив главного входа, в священных водах Ганга, одиноко восседает белая статуя Шивы. Когда-то по вечерам это место превращалось в центр массовых народных гуляний с песнями и танцами. В настоящее время ашрам пришел в запустенье, после того как гуру Махариши Махеш Йоги покинул его из-за конфликта с местными властями. Ашрам перешел в государственную собственность и был законсервирован из-за недостатка финансирования на его содержание (территория ашрама занимает несколько гектар).

Но даже скрытый в джунглях ашрам впечатляет своей планировкой и пышностью замысла, и остается только догадываться, каким прекрасным он был сравнительно недавно. Но, несмотря на все это, большинство посетителей находит, что «ненужность» ашрама способствует распространению медитативной атмосферы. Это место следует обязательно посетить. Вход в ашрам охраняет не совсем глупый военный, который, чтобы заработать лишние 20 рупий, обнаружит себя лишь после того как любопытствующие будут покидать закрытый для посещения объект.

На окраине Ришикеша, на берегу священной Ганги, недалеко от моста Рам Джхула находится Шивананда Ашрам. Он был основан в 1932 году Свами Шивананда Сарасвати — одним из величайших мастеров йоги двадцатого века, вдохновителем Веданта Центров Йоги Шивананда. В настоящее время ашрам является штаб-квартирой Общества Божественной Жизни (Divene Life Society), которое было основано в 1936 году Свами Шивананда. Эта организация включает в себя около десяти тысяч человек, а также более двухсот филиалов в Индии и других странах мира.

Сегодня Ашрам представляет собой солидную школу для мирян, учеников и гостей. Основой учения организации является философия Адвайта Веданты (Advaita Vedanta). Ашрам располагает уникальной библиотекой, книжным магазином, обширной лесной территорией и благотворительным лечебным учреждением с аптекой, в котором применяются аллопатические, гомеопатические и аюрведические методы восстановления организма. При ашраме организованы постоянно действующие курсы по медитации, шивананда-йоге (разновидности хатха-йоги) и других приёмов духовной практики. Если пребывание в Шивананда Ашраме будет носить продолжительный характер, то необходима предварительная письменная договоренность. Питание и проживание предоставляется только тем, кто заблаговременно получил разрешение на приезд. Недалеко от ашрама можно арендовать недорогое жилье.

На расстоянии вытянутой руки от Ашрама Шивананда находится Ашрам Дайянанда Веданта, где можно прослушать курс лекций по Веданте и заняться йогой.

Ашрам Брахма Нивастерриториально расположен в районе Муни-ка-Рети возле Ворот Кайлаш (Kailash Gate). Здесь читают лекции Свами Кайвалианда, который глубоко излагает крайне неожиданное толкование Веданты, с которой кое-кто может не согласиться.

Рядом с Лакшман Джхулой в живописном месте расположен Ашрам Ванамли Гита Йогашрам. Здесь можно прослушать курсы о различных аспектах йоги.

Напротив Сварг Ашрама на противоположном берегу реки находится огромный Ашрам Вед Никетан, в котором предлагаются утренние занятия йогой и вечернее прослушивание познавательных лекций. Стоимость недельного лекционно-практического курса составляет около 300 рупий.

Рядом с Шивананда Ашрамом протоптана тропа, которая ведет в центр медитации Йога Никетан. Он был основан на закате жизни Свами Йогешваранандой. Здесь организованы курсы медитации, йоги, философии и многое другое. Есть возможность аренды жилья.

В Ашраме Омкарананда, расположенном над центром Йога Никетан, в утреннее и вечернее время преподают классическую индийскую музыку и национальные танцы.

В Койелгати, расположенном в одном километре от центрального Ришикеша, находится центр изучения йоги, где преподают лиенгарную (lyengar) форму Хатха йоги.

Практически во всех ашрамах Ришикеша проводятся занятия для студентов, изучающих йогу, а также организованы курсы для ее поклонников. Каждый желающий может окунуться в эту незабываемую атмосферу – непродолжительное время пожить среди представителей монастырских общин, познать основы йоги медитации, пообщаться с духовными учителями (гуру). Стоимость обучения зависит от ее продолжительности. Например, интенсивный курс, основанный на йоге лиенгар, вместе с питанием и проживанием обойдется в 600 американских долларов (около 27 тысяч рупий) с человека.

Ежегодно, по устоявшейся традиции, в первой декаде февраля в гостинице Hotel Granda Kinar проводится Неделя Йоги.

В Ришикеше имеется также огромное количество храмов, в которых ежедневно возносят молитвы всем 33 тысячам индийским богам. Большинство храмов посвящены двум основным верховным богам – Шиве и Вишну. Самым главным в Ришикеше считается древнейший вишнуистский храм Бхарат Мандир (Bharat Mandir). Внутри храма находится черная каменная статуя Вишну, которая по слухам была освящена в IX веке индийским мыслителем, ведущим представителем одной из шести ортодоксальных школ (даршан) в философии индуизма - Веданты, религиозным реформатором и полемистом, мистиком и поэтом Ади Шанкарачарья (788 — 820).

Основным шиваистским храмом в Ришикеше является Нилкант Махадев (Nilkanth Mahadev). Он стоит на горе, на том месте, где согласно легенде, Шива принял яд, который предназначался всему живому. Дорога к храму проходит через заповедник, в котором водятся слоны. Эти млекопитающие – хозяева своей территории, встреча с которыми в джунглях лицом к лицу может быть опасна. Именно об этом и предупреждают знаки, которые установлены по обочинам дороги. На пути следования к храму находится деревня Buffalo People (как в Америке). Ее жители до сих пор исповедуют первобытный или близкий к нему образ жизни и не хотят вмешательства благ цивилизации в свой жизненный уклад. Чтобы лишний раз не нервировать «неандертальцев» рекомендуется просто проехать мимо этого поселения. После более чем часового переезда из Ришикеша такси доставляет путешественников непосредственно к храму. На автобусе продолжительность поездки займет значительно больше времени.

Перед тем как ступить в святая святых необходимо снять обувь и омыть ноги в холодной воде бьющего из-под земли источника (зимой процедуру никто не отменяет), а также купить тарелку с подношениями (ее стоимость составляет от 20 до 50 рупий в зависимости от количества даров) главному божеству храма. На крыше храма установлена скульптурная композиция, которая изображает богов (асуров), пахтающих океан Амриты при помощи змея Васуки и Шиву, пьющего смертельный яд ради спасения всего живого на Земле. Сверху открывается живописные виды на Ганг, Ришикеш и их окрестности. Если после осмотра храма остались силы и желание, то в город можно спуститься пешком через джунгли, чтобы, примерно через два часа, закончить приятную и увлекательную прогулку у ашрама Пармат Никетан.

Вообще, Ришикеш и его окрестности, изобилуют многочисленными красивейшими древними ашрамами и храмами, которые заслуживают того, чтобы на них обращали внимание. Земля Ришикеша считается священной, а медитация, согласно местным поверьям, позволяет достигнуть нирваны.

Комментарии (/blogi/17525-daunshifting-broshu-vse-uydu-v-les-/)