Не раскрытые тайны Феликса Дзержинского

Представитель социального дна, ставший к 40 годам эталоном человека и гражданина. Боролся с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем. Похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены. «Железный рыцарь революции» — какие тайны хранит личность Феликса Дзержинского?

Мы знаем о нём как о личности в истории. Можно год в год расписать его биографию: 11 сентября 1877 родился, социал-демократ с 1895. В 1921–1924 нарком путей сообщения, назначен председателем ЧК в феврале 1922, в 1924–1926 председатель ВСНХ. Умер в июле 1926 года от сердечного приступа на работе.

Но раскроет ли это его сущность, натолкнет на причину столь противоречивых действий или раскроет мысли выдающегося деятеля Советского государства?

Его называют «святым убийцей», и, действительно, с маху решить, палач он или святой, непросто.

Сначала безоговорочно верил в Бога, принуждал к этому своих сестер и братьев. Потом, узнав, что христианство не одобряет навязывание взглядов, резко от религии отказался. Единственной верой для него стал социализм, без которого, как он утверждал, жизни — нет.

Восхваляют Дзержинского за его борьбу с беспризорностью. Но не было ли это пожинанием плодов его же деятельности? Ведь, как известно, беспризорники были детьми, чьих родителей посадил или расстрелял ЧК. Да и по произведению Антона Макаренко «Педагогическая поэма» можно сделать вывод, что отправляли этих детей в колонии. Разве жизнь тамбыла лучше, чем на улице?

По инициативе Дзержинского было создано Добровольческое Спортивное Общество «Динамо», в составе которого были лучшие спортивные кадры Москвы. Казалось бы, еще один положительный момент в деятельности Феликса. Но изначально оно создавалось для подготовки сотрудников ЧК. В хорошей форме им надо быть для того, что «вершить свой суд». А это как-то изменяет оценочные суждения.

Он и в жизни был противоречив. Придя в гости к сестре, которая испекла оладьи и, узнав, что муку для них она купила у спекулянтов, выбросил их в форточку. Вроде бы некрасиво поступил, а в то же время искренность свою показал, ничего из себя не строил, поступал по велению сердца.

В найденных его любовных переписках, где как нельзя лучше раскрывается личность Дзержинского, столь же много противоречий. Он то пишет признания, то будто отговаривает себя влюбляться, потому что считает себя эгоистом.

«… Я старался сам себя уверить, что это только дружба. Вы помните тот вечер, когда мы первый раз ездили? Как старался я тогда и себя и вас убедить, что мы только друзья. Боялся, и сомневался тогда я. После же этого вечера я уж почти что узнал себя. Но тут явилось сомнение — да могу ли я, считающий себя и действительно будучи эгоистом (а может быть, только холодным), испытать когда-либо такое чувство, если я его испытываю, не должен ли я все порвать, забыть, чтобы не сделаться зверем?"( М.Ф. Николаевой. Село Кайгородское. 2 января 1899 г.)

Видимо, он всю свою жизнь то и делал, что искал себя. Был жесток с окружающими, как казалось всем, а на самом деле лишь строг и требователен к самому себе. «Когда меня видят, понимают и бранят дорогие мне люди, я как-то подбадриваюсь, чувствую подъем и стараюсь вырасти, чтобы показать, что все ж-таки быть чем-нибудь». (М.Ф. Николаевой. Село Кайгородское. 2 января 1899 г.)

Совершал поступки, которые нам кажутся дикими, и даже поднимается язык назвать его убийцей. А ведь так он на самом деле спасал людей, поддерживал порядок в стране. Если задуматься, был ли уместен в то время какой-то другой метод борьбы?

…«Я уж почти что узнал себя…», а нам этого не сделать уже никогда. Можно осуждать Феликса Дзержинского или восхвалять. Но кто из нас не имеет ошибок за спиной, гнусных суждений в свой адрес? И лишь с близкими, самыми близкими людьми мы – настоящие….

«Отец страстно любил природу, особенно лес, напоминавший ему детство… На прогулках он водил нас обычно не по проторенным дорогам, а напрямик, сквозь лесную чащу, по оврагам, по нехоженым местам…. С огромным наслаждением отец катался на лодке по живописной реке и занимался греблей… Отец очень любил животных. Часто он вспоминал, что когда-то, будучи в вятской ссылке, приручил медвежонка настолько, что тот ходил за ним по пятам, как верный пес… Три раза я был с отцом в Крыму. Отец весь предавался отдыху, наслаждаясь морем, купаясь, катаясь на лодке и совершая большие прогулки. Особенно он любил бурю, когда море бушевало, а он подолгу сидел где-нибудь на берегу, бросая камни в воду и любуясь разъяренной и грозной стихией». (Ян Дзержинский)

Мир

Cannot find 'novosti.geo' template with page ''

Россия

Cannot find 'novosti.geo' template with page ''

Тюмень

Cannot find 'novosti.geo' template with page ''