Александр Фельдман: Главный ориентир в создании спектакля – удовольствие в процессе

«Всё, что нужно, чтобы построить театр, – это идея и самолётик», – говорит режиссёр казанского театра “SDVIG” Александр Фельдман в начале мастер-класса «Авторский театр».

Аналогия с бумажным самолётиком неслучайна: участники встречи кратко записали свою идеи на листке бумаги, сделали из них самолётики и запустили в воздух. Предварительно режиссер просит участников выбрать точку, в которую, по их мнению, должно прилететь самодельное летающее устройство. «Всем остальным без разницы, достигли вы цели или нет, расстраиваетесь только вы», – утверждает Фельдман, отмечая, что 91% внутренних желаний – недостижим, и режиссёры склонны к излишнему самобичеванию. Призывает делать спектакль не для зрителей или экспертов, а следовать за импульсом идеи – она в постановке должна быть одна. Режиссёр призывает лишний раз задуматься: стоит ли слушать только своё эго? Не лучше ли «спрятать амбиции и не создавать кладбища идей»?

После мастер-класса удается поговорить лично: вместе с режиссёром еду из «Космоса» в Драмтеатр и успеваю задать вопросы до начала следующего спектакля. При этом он ещё ищет «люфты» в и без и того плотной программе фестиваля, чтобы встретиться со старыми знакомыми. 


Почему выбрали такую тему для мастер-класса для молодежных театров?

Всегда есть разница между знанием профессии и пониманием её. Знать и понимать – это разные вещи, на мой взгляд. Я прошёл очень тернистый путь, и он у меня только начинается. Вообще я по образованию учитель изобразительного искусства и черчения и к профессиональной режиссуре себя пока что не отношу. Молодёжные и любительские театры глобально определяют искусство на долгие годы вперед, в том числе и профессиональную сцену. Там (в молодёжных театрах – прим. ред.) люди, которые не боятся правила нарушать, даже не потому, что не боятся, а потому что их не знают. В одних ситуациях это незнание помогает, а в другой – мешает.

Любой театр – авторский. Тема мастер-класса звучит общо, и мы, скорее, говорили о вечном – о понятиях, которые сформулировали еще древние греки. Молодому режиссёру очень сложно сформулировать, чего он хочет. Мы постарались коснуться подводных камней, которые ожидают его на пути. Всё занятие было посвящено одному простому понятию – личному удовольствию от того, что делаешь.


К вам когда-нибудь приходили зрители с просьбой поставить какую-то историю из жизни?

Да, было. Актёры, режиссеры и авторы бывают разного склада. Творцам что-то приходит из космоса, при этом они формулируют это в идею, но, как правило, редко могут довести дело до ума. Есть иной тип режиссёров, которым трудно даётся сформировать идею с нуля. Я примерно из таких: чью-то мысль мне всегда проще дожать, чем свою.

У нас в театре принято уделять внимание обсуждению в процессе создания спектакля. Каждый имеет право высказаться, но есть рубеж, когда заканчивается разговоры, и актёры четко это понимают. Режиссёр на площадке один: всегда с жёсткой рукой, а там уже «нравится не нравится, терпи, моя красавица». И все-таки всегда трудно отвечать, когда спрашивают: «Кто режиссёр?». Каждую постановку мы делаем совместно.


На чём основаны ваши постановки: на драматургии или реальных жизненных историях?

Берём в качестве драматургии нечто усреднённое. До классики мы не доросли. Считаю, чтобы взять классику, нужно: а) иметь отвагу, б) – здравый смысл. В качестве обучения поставить классику круто, но выпускать подобное на широкую публику – страшновато. Стараемся брать современных авторов, но не тех, в которых «мат-перемат». Есть пограничные писатели и драматурги: так наткнулись на Фернандо Аррабаля. Сам выбор пьесы происходит следующим образом: открываю сайт «ищупьесы.рф» и начинаю читать всех авторов по алфавиту. Обычно, если зацепила первая страница, то дочитаю до конца, если же нет – двигаюсь дальше. Вот так и произошло с пьесой, которую мы сейчас привезли. ( «Ставка» по Фернандо Аррабалю. - прим. ред.)


Как вы отдыхаете, от того, чем занимаетесь, если вообще хотите отдыхать от этого?

Переключаюсь с работы на работу.


На какую? Физическую?

И физическую в том числе. Учитывая, что у нас сейчас активно шло строительство театра, то пилить, строгать, шурупы закручивать – обожаю. У меня нет понимания, что значит отдыхать. Даже если приезжаю куда-то полежать на шезлонге, что бывает крайне редко, то и там пытаюсь себя загрузить работой.


А как проходит ваш обычный день вне фестиваля?

(Улыбается). Утро. Театр. Репетиция до поздней ночи. Еда один раз в сутки. Поздно ночью спать. И так каждый день.


Вы на фестивале не в первый раз. Почему решили приехать и сейчас?

Во-первых, потому, что мы очень дружны с театром «Мимикрия». История с этим коллективом у нас очень похожа, а с Любовью Юрьевной Лешуковой мы однокурсники.


Вы всё-таки вырвались на «Театральную революцию», несмотря на то, что у вас скоро что-то намечается. Почему?

Я позавчера написал стих, прочитаю его вам. Никогда в жизни не писал стихи, это шестой за мою жизнь. Вот начал писать последние два месяца.

Посвящается Илье Григорьевичу Рутбергу и Любе Лешуковой

Затрещали морозы крепкие,
Пеленой укрывая спас.
Колокольные звуки редкие,
Загудели в назначенный час.

Мы вдвоём, поджимая плечи,
В полумраке глотая снег,
Распихав по карманам свечи,
Шаг сменили на лёгкий бег.

А червонная стужа кусается,
Ветер воет, разрывая рот.
Перед взором Храм появляется,
И резных, очертанье, ворот.

Мы внутри…
Тишина…
Запах ладана…
За окошком собачий вой.
Направляюсь к иконе…
Божьей Матери.
Ставлю свечку за упокой.Мы внутри…
Тишина…
Запах ладана…
За окошком собачий вой.
Направляюсь к иконе…
Божьей Матери.
Ставлю свечку за упокой.

Наши лица, замерзшие, робкие,
А из глаз, по щекам, бирюза.
Исчезают из жизни близкие,
Только память хранят образа.

Любые планы в сторону, если дело касается Любы Лешуковой. Я так и не оправился, если честно. Я считаю, что человек жив до тех пор, пока мы о нём помним.

Текст Дарьи Вехтевой
Фотографии Владимира Чебалдина


Мир

Cannot find 'novosti.geo' template with page ''

Россия

Cannot find 'novosti.geo' template with page ''

Тюмень

Cannot find 'novosti.geo' template with page ''