«Я выбрала психологию, потому что мне хотелось понимать, почему люди живут именно так, а не иначе»

«Я выбрала психологию, потому  что мне хотелось понимать, почему  люди живут именно так, а не иначе»

Дарья Черенкова, похоже, погрузилась в свою психологию по полной программе. За время учёбы она успела очень много: побывать на второй Всероссийской научно-практической конференции «Реконструкция качества жизни» (2011 г.), поруководить проектом «Кураторство», отличиться активным участием в проекте «Семинар-тренинг инструкторов", а также проектом «Школа юного психолога», занять второе место в первом туре Всероссийской олимпиады по психологии, получить диплом второй степени в номинации «Синтез-номер» на «Университетской весне»… Но самое большое достижение Дарьи случилось под занавес студенческих лет: её назвали «Лучшей выпускницей Института психологии и педагогики».

— Дарья, скажите, то, что вас назвали лучшей выпускницей института 2013 года, — ожидаемая новость? Если да, то почему? Если нет, то тоже почему?

— Эта новость была для меня неожиданной, т.к. различные проекты, подготовка к государственным экзаменам и написание диплома отвлекли меня от всего остального. К тому же я узнала о том, что у нас выбирают лучших выпускников давно, а к своему выпуску этого вообще не было в центре моего внимания. Но эта неожиданность, конечно, очень приятная!

— Вы были довольно-таки активной студенткой. По каким критериям выбирали для себя мероприятия, в которых принимали участие?

— Самый главный критерий, по которому я выбирала мероприятия, — это вопрос «а что мне это даст?». Если участие в мероприятии позволяло улучшить свои профессиональные знания, умения, навыки и совпадало со сферой моих интересов, то я участвовала в нём. Последнее время сферой моих интересов является работа с группами, ведение тренингов.

— Что такое «Реконструкция качества жизни», в которой вы с такой настойчивостью участвовали? Какой опыт, какие знания из этой конференции вынесли за все годы?

— «Реконструкция качества жизни» — это конференция, которая организуется Восточно-Европейским Гештальт институтом совместно с Тюменским институтом психологического консультирования. Это интересное мероприятие, т.к. на него приезжают психологи из разных городов с мастер-классами, что позволяет увидеть и опробовать различные направления психологии (от гештальт подхода до арт-терапии), поговорить с коллегами. Я посетила все мастер-классы, которые физически можно было успеть посетить (несколько МК идут параллельно), и пришла к выводу, что для того чтобы развиваться как профессионал, необходимо уметь рассматривать одну и ту же проблему с разных сторон, с точки зрения разных подходов, а не только углубляться в какую-то определенную область знаний. Эта конференция как раз даёт такую возможность.

— Говорят, у психологов — самая интересная жизнь. А чем она интересна?

— Интересная жизнь психологов начинается с самого первого дня обучения. Вместо пар первую неделю устраивается социальнопсихологический тренинг, на котором первокурсники проходят начальный этап сплочения и погружения в специфику психологической работы. Учась на психолога, мы очень много узнаем про себя, и поэтому можем меняться в лучшую сторону. У нас существует клуб практической психологии «Сталкер», который позволяет применять психологические знания на практике,

участвуя и организовывая различные проекты. Это действительно интересно, т.к. уже во время обучения можно понять, какая именно сфера работы для тебя привлекательна, и получить опыт работы в ней.

— Познавая теорию, изучив много учебников по психологии, вы про себя всё поняли?

— Всё про себя понять невозможно. Мы постоянно меняемся. Но, безусловно, изучениепсихологии даёт ответы на многие вопросы,особенно если этими вопросами целенаправленно задаваться. Огромную долю информации о себе я узнала не из учебников попсихологии, а участвуя в тренингах, зимнихпсихологических школах, осуществляя руководство проектами «Кураторство» и «Школаюного психолога». Самое главное, что я просебя поняла, — это то, что я могу всё, что захочу,была бы цель, а средства подобрать всегдаможно.

— Вы говорите, была бы цель, а средства подобрать всегда можно. Расшифруйте, как можно подобрать.

— Умение правильно ставить себе цели является одним из важных приобретений за годы обучения. Порой сама постановка цели настолько облегчает действия по её достижению, что этим стоит пользоваться. Ведь можно поставить себе цель «я сделаю эту работу в ближайшее время», а можно «я сделаю эту работу сегодня с 15.00 до 15.30». Это разные цели, которые, вероятнее всего, дадут разные результаты, и второй будет эффективнее, по крайней мере, для меня.

К тому же четкое осознание того, чего я хочу достичь, позволяет видеть в окружающем мире возможности, которые могут мне в этом поспособствовать. И это тоже средство достижения цели. Одно дело, когда я хочу «как-нибудь по-развиваться», а другое — «я хочу улучшить свои навыки ведения тренинговой группы».Также очень важно помнить о конечном результате, не пускать всю энергию на процесс. Некоторые действия, которые мы делаем, вообще не продвигают нас в сторону наших целей, а силы тратятся. В таких случаях стоитостановиться и подумать над вопросами: «А тем ли я вообще сейчас занимаюсь? Что мне нужно изменить, чтобы достигать своих целей более быстро и качественно?».

— У вас в институте что ни преподаватель, то профессор. Кто из них был любим студентами, кого боялись, кто может со временем войти в студенческий фольклор, конечно, со знаком плюс (зачем рисковать, даже уходя за порог института?), а кому вы лично хотите сказать спасибо?

— Я хотела бы сказать спасибо всем преподавателям нашей кафедры общей и социальной психологии, которые вели у нас предметы. Ведь у каждого преподавателя я чему-то научилась.И все же отдельное спасибо я бы сказала Евгению Леонидовичу Доценко за то, что его занятия позволяют отстраивать профессиональный взгляд на обычные жизненные ситуации, за его поддержку студенческих инициатив по развитию практической психологии. Хочу сказать спасибо нашему куратору Галине Ивановне Моревой за постоянный настрой на позитивное рассмотрение трудных ситуаций, за замечательные эксперименты, которые мы проводили на её занятиях.

— Одногруппники. Про них вы узнали все. Пусть без исторических подробностей, типа, кто мама-папа. А вот характеры вы расшифровали? И какие они, ваши одногруппники? Вы будете по ним скучать?

— Все мои одногруппники — уникальные личности, по крайней мере, потому что мы смогли дожить до 4-го курса и скоро уже будем выпускниками. На первом курсе нас было 34 человека, а сейчас — одиннадцать. Мы прошли вместе через много тренингов, поэтому действительно знаем друг о друге то, что обычно не открывается людям при простом общении. При этом нельзя выделить какие-то черты, свойственные всем, т.к. каждый одногруппник — особенный человек. Я буду скучать и, думаю, это не проблема, а хороший повод чаще встречаться.

— Почему вы выбрали психологию? И что будет потом, за пределами университета?

— Я выбрала психологию, потому что мне хотелось понимать, почему люди живут именно так, а не иначе. К тому же меня всегда привлекали помогающие профессии, построенные на отношениях «человек-человек». Сейчас я очень рада, что выбрала именно эту профессию, т.к. ощущаю себя на своём месте. Мне интересно изучать психологию, мне интересно применять свои знания на практике, мне очень нравится видеть позитивные изменения, которые происходят после моих действий, потому что мне кажется, что этим я делаю мир немножечко лучше. После выпуска в этом году планирую поступать в магистратуру. Пока не решила, в какую именно, но точно в области психологии. Планирую работать по специальности, развиваться в сфере ведения тренингов, пройти обучение в гештальт институте.

— А вы поняли, почему люди живут так, а не иначе?

— Не думаю, что я смогла полностью ответить на этот вопрос. Да, я могу выдвигать гипотезы по поводу отдельных случаев, могу проверять их, и даже могу оказываться права, но всё же я до сих пор считаю, что личность человека непостижима, и узнавать что-то новое можно столько, сколько мы живём.

— Вам удалось испытать драйв во время учебы? По поводу чего?

— Драйв испытывается на предметах, где есть много практических заданий, где есть то, что создаётся, будь то отчёты, методика, программа тренинга. Самый большой драйв я испытала, когда смогла разобраться в математических методах обработки данных. Я всегда не очень любила математику и не очень её понимала. Но когда начала понимать, какие интересные вещи можно получить, обрабатывая данные факторным или кластерным анализом, ощутила драйв и желание разобраться в этом лучше.

— Со знанием психологии вам будет легче жить, влюбляться и быть любимой?

— Здесь хочется ответить очень известной фразой «поживём-увидим». Зависит от того какие знания я буду применять и насколько они будут адекватны ситуации. А жить мне уже давно стало легче и веселее. Проработка своих проблем и превращение их в задачи для разрешения очень в этом помогают.

— Чтобы вы написали в качестве эпилога к вашей студенческой жизни?

— Я думаю, что она для меня ещё не закончена. Я хочу поступать в магистратуру, а значит, впереди ещё много замечательных событий и открытий впереди.

Источник: Областной общественно-политический еженедельник «Университет и регион»

Мир

Cannot find 'novosti.geo' template with page ''

Россия

Cannot find 'novosti.geo' template with page ''

Тюмень

Cannot find 'novosti.geo' template with page ''