Live

Будьте грамотны - будете здоровы

Будьте грамотны - будете здоровы
Все россияне рано или поздно сталкиваются с российской системой здравоохранения и, столкнувшись, зачастую ощущают полнейшую беспомощность, не говоря уже о негодовании. Ведь люди привыкли доверять специалистам, и это нормально, но всегда ли сотрудники медицинских учреждений оправдывают наше доверие? Как выяснилось, нет. Равнодушное, грубое отношение врачей и медсестер, бюрократизм, убогий вид мед. учреждений, огромные очереди в поликлиниках — это «болевые точки» сферы предоставления медицинских услуг. Со всем этим и здоровому человеку нелегко справиться, что уж говорить о больных.Да, в этом есть вина врачей, мед. персонала и их руководителей, но почему, столкнувшись с проблемами такого рода, мы принимаем это как должное, делаем то, что нам велят, даже не подозревая, что наши права нарушают? Это говорит о правовой неграмотности граждан в самой важной для них сфере – сфере здравоохранения. Ведь в нашей стране существуют права пациентов, и за некоторые из них можно и нужно бороться.В Тюмени управление средствами обязательного медицинского страхования (ОМС), которые защищают права и законные интересы застрахованных граждан,  управляет территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС) Тюменской области. Именно он обеспечивает права граждан в системе ОМС и гарантии на оказание бесплатной медицинской помощи в рамках территориальной и базовой программ ОМС.  Однако очень часто, придя к врачу и получив список необходимых обследований, входящих в территориальную программу, мы можем услышать: «Вы можете обследоваться у нас сейчас за деньги, а можете бесплатно, в порядке очереди, месяца через 2». В данном случае наши права нарушают дважды. Во-первых, с больного требуют деньги на услуги, которые согласно полису ОМС должны предоставляться бесплатно, так как входят в рамки территориальной программы ОМС. Во-вторых, срок ожидания диагностических исследований в поликлиниках не должен превышать двух недель, сроки, длиннее указанного, считаются неправомерными по отношению к пациенту.Но в большинстве случаев мы соглашаемся на такие предложения или же идем в платные клиники, дабы получить услугу вовремя. Многие тюменцы не заинтересованы в ознакомлении своих прав, как застрахованных лиц, некоторые и вовсе не задумываются об их существовании. А ведь ориентированность в своих правах в сфере оказания медицинских услуг, позволила бы гражданам оперировать своими знаниями и дала бы возможность встать на защиту своих законных прав и интересов.Среди 28 жителей Тюмени, откликнувшихся на вопрос о правовой грамотности в этой сфере, 23 человека не обладают знаниями своих прав и не могут оперировать ими в случае неправомерных действий медицинский учреждений, что свидетельствует о наличие правовой неграмотности у населения. В обязанности территориального фонда ОМС Тюменской области, как раз таки,  входит  информирование граждан о правах на получение бесплатных медицинских услуг, оказываемых по программе ОМС, перечне медицинских учреждений, работающих в рамках системы ОМС, порядке организации приема застрахованных и о правах пациента. Каждый застрахованный житель Тюмени может обратиться за консультацией к специалистам фонда и выяснить, являются ли действия медицинского учреждения по отношению к нему правомерными.Также, с помощью ТФОМС можно предъявлять претензии и (или) иски к медицинской организации о возмещении имущественного или морального вреда, причиненного застрахованному лицу. Также, согласно 9-му пункту  статьи№30 «Основы законодательства об охране здоровья граждан РФ» гласит, что при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на получение информации о своих правах и обязанностях, более того каждое медицинское учреждение обязано информировать граждан о видах бесплатных медицинских услуг, оказываемых по Программе ОМС обязательного медицинского страхования и о льготах, предусмотренных законодательством. Вопрос в другом: ознакомлены ли жители Тюмени с данным законом?Юрисконсульт  филиала ОАО СМК «Югория-Мед» в г. Тюмени Роганова Наталья Александровна ежедневно принимает около 20 звонков от владельцев полисов, а в совокупности со всеми специалистами их можно насчитать около 700. «Люди звонят по разным поводам, но чаще всего это звонки с жалобами на медицинские учреждения. Да, бывает, люди просят их проконсультировать, но обычно звонят тогда, когда уже факт нарушения произошел. Очень много обращений связаны с оплатой, например, лекарств. Когда врач в больнице выписал лекарственные средства, человек их приобрел, и уже, имея на руках чеки, или уже не имея, начинает спрашивать: а положено ли мне получать их бесплатно? Входили ли они в формуляр территориальной программы? Если входили, то мы устно или письменно принимаем обращение и рассматриваем его в рамках нашей компетенции, если нет, то поясняем ситуацию, консультируем на будущее. Я работаю в этой сфере уже 3 года и тенденция заинтересованности граждан в своих правах, думаю, все же растет, но, увы, звонков с жалобами пока намного больше» — говорит Наталья.Правовая культура, прежде всего, подразумевает понимание того, что какое-либо действие влечет за собой последствие, но в данном случае бездействие, а именно, незаинтересованность в знании своих прав,  намного опаснее. Задумайтесь, сколько неправомочных действий со стороны сотрудников медицинских учреждений можно было бы избежать, просто задав вопрос: не нарушает ли данное действие прав, гарантируемых законом? Ориентация в правовом мире, особенно, в сфере оказание медицинских услуг не просто важна, а необходима, ведь она помогает спасти не только деньги и достоинство, но и самое главное – здоровье. Будьте грамотны! Виктория Клонцак 

Все россияне рано или поздно сталкиваются с российской системой здравоохранения и, столкнувшись, зачастую ощущают полнейшую беспомощность, не говоря уже о негодовании. Ведь люди привыкли доверять специалистам, и это нормально, но всегда ли сотрудники медицинских учреждений оправдывают наше доверие? Как выяснилось, нет. Равнодушное, грубое отношение врачей и медсестер, бюрократизм, убогий вид мед. учреждений, огромные очереди в поликлиниках — это «болевые точки» сферы предоставления медицинских услуг. Со всем этим и здоровому человеку нелегко справиться, что уж говорить о больных.

Да, в этом есть вина врачей, мед. персонала и их руководителей, но почему, столкнувшись с проблемами такого рода, мы принимаем это как должное, делаем то, что нам велят, даже не подозревая, что наши права нарушают? Это говорит о правовой неграмотности граждан в самой важной для них сфере – сфере здравоохранения. Ведь в нашей стране существуют права пациентов, и за некоторые из них можно и нужно бороться.

В Тюмени управление средствами обязательного медицинского страхования (ОМС), которые защищают права и законные интересы застрахованных граждан, управляет территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС) Тюменской области. Именно он обеспечивает права граждан в системе ОМС и гарантии на оказание бесплатной медицинской помощи в рамках территориальной и базовой программ ОМС. Однако очень часто, придя к врачу и получив список необходимых обследований, входящих в территориальную программу, мы можем услышать: «Вы можете обследоваться у нас сейчас за деньги, а можете бесплатно, в порядке очереди, месяца через 2». В данном случае наши права нарушают дважды. Во-первых, с больного требуют деньги на услуги, которые согласно полису ОМС должны предоставляться бесплатно, так как входят в рамки территориальной программы ОМС. Во-вторых, срок ожидания диагностических исследований в поликлиниках не должен превышать двух недель, сроки, длиннее указанного, считаются неправомерными по отношению к пациенту.

Но в большинстве случаев мы соглашаемся на такие предложения или же идем в платные клиники, дабы получить услугу вовремя. Многие тюменцы не заинтересованы в ознакомлении своих прав, как застрахованных лиц, некоторые и вовсе не задумываются об их существовании. А ведь ориентированность в своих правах в сфере оказания медицинских услуг, позволила бы гражданам оперировать своими знаниями и дала бы возможность встать на защиту своих законных прав и интересов.

Среди 28 жителей Тюмени, откликнувшихся на вопрос о правовой грамотности в этой сфере, 23 человека не обладают знаниями своих прав и не могут оперировать ими в случае неправомерных действий медицинский учреждений, что свидетельствует о наличие правовой неграмотности у населения. В обязанности территориального фонда ОМС Тюменской области, как раз таки, входит информирование граждан о правах на получение бесплатных медицинских услуг, оказываемых по программе ОМС, перечне медицинских учреждений, работающих в рамках системы ОМС, порядке организации приема застрахованных и о правах пациента. Каждый застрахованный житель Тюмени может обратиться за консультацией к специалистам фонда и выяснить, являются ли действия медицинского учреждения по отношению к нему правомерными.

Также, с помощью ТФОМС можно предъявлять претензии и (или) иски к медицинской организации о возмещении имущественного или морального вреда, причиненного застрахованному лицу. Также, согласно 9-му пункту статьи№30 «Основы законодательства об охране здоровья граждан РФ» гласит, что при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на получение информации о своих правах и обязанностях, более того каждое медицинское учреждение обязано информировать граждан о видах бесплатных медицинских услуг, оказываемых по Программе ОМС обязательного медицинского страхования и о льготах, предусмотренных законодательством. Вопрос в другом: ознакомлены ли жители Тюмени с данным законом?

Юрисконсульт филиала ОАО СМК «Югория-Мед» в г. Тюмени Роганова Наталья Александровна ежедневно принимает около 20 звонков от владельцев полисов, а в совокупности со всеми специалистами их можно насчитать около 700. «Люди звонят по разным поводам, но чаще всего это звонки с жалобами на медицинские учреждения. Да, бывает, люди просят их проконсультировать, но обычно звонят тогда, когда уже факт нарушения произошел. Очень много обращений связаны с оплатой, например, лекарств. Когда врач в больнице выписал лекарственные средства, человек их приобрел, и уже, имея на руках чеки, или уже не имея, начинает спрашивать: а положено ли мне получать их бесплатно? Входили ли они в формуляр территориальной программы? Если входили, то мы устно или письменно принимаем обращение и рассматриваем его в рамках нашей компетенции, если нет, то поясняем ситуацию, консультируем на будущее. Я работаю в этой сфере уже 3 года и тенденция заинтересованности граждан в своих правах, думаю, все же растет, но, увы, звонков с жалобами пока намного больше» — говорит Наталья.

Правовая культура, прежде всего, подразумевает понимание того, что какое-либо действие влечет за собой последствие, но в данном случае бездействие, а именно, незаинтересованность в знании своих прав, намного опаснее. Задумайтесь, сколько неправомочных действий со стороны сотрудников медицинских учреждений можно было бы избежать, просто задав вопрос: не нарушает ли данное действие прав, гарантируемых законом? Ориентация в правовом мире, особенно, в сфере оказание медицинских услуг не просто важна, а необходима, ведь она помогает спасти не только деньги и достоинство, но и самое главное – здоровье. Будьте грамотны!

Виктория Клонцак

Комментарии (/blogi/21312-budte-gramotny-budete-zdorovy/)