Live

Теперь и в Тюмени можно услышать ТАКОГО Шостаковича!

Теперь и в Тюмени можно услышать ТАКОГО Шостаковича!
В Институте культуры в минувшую субботу 30 января прозвучала его необыкновенная сатирическая опера-памфлет с элементами абсурда и кабаре «Антиформалистический раёк». Это произведение исполнили студенты и преподаватели Тюменского института культуры (симфонический оркестр ТГИК п/у С.П. Антушева, солисты и смешанный хор колледжа искусств ТГИК, руководитель проекта Т.Ю. Шевелёва).«Антиформалистический раёк» — опус сам по себе удивительный тем, что он создавался Шостаковичем «подпольно» в течение 20 лет (с 1948 по 1968). И чудом сохранился вместе с его автором. Но композитор свою оперу-кантату при жизни так и не увидел — впервые «Раёк» был поставлен только в 1989 году. Советским классиком была написана и музыка, и либретто, и даже сатирическое предисловие к рукописи. Если заглянуть в либретто, то понимаешь, почему так долго работал композитор – ткань произведения соткана из слов, словечек и выражений «выдающихся музыковедов» нашей страны: музыковедов номер один (Единицын – догадайтесь, кто скрывается за этим именем?) и номер два (Двойкин, он же Жданов), а также чиновников от культуры (Тройкин – он же секретарь ЦК Шепилов, а вообще ­- собирательный образ), ведущих непримиримую борьбу с формализмом в советской музыке. Атмосфера травли композиторов (не только Шостаковича) на «совещании деятелей советской музыки» в 1948 году, доходящие до абсурда тягостные, одновременно смешные и страшные выпады в сторону инакомыслящих и инакозвучащих с точным определением их окончательного местонахождения (лагеря строгого режима) с бодрящими аплодисментами при этом – из всего этого потока советской действительности 1940-1960-х годов гениальный композитор своим тонким слухом выуживает точные, меткие выражения «деятелей». Автор музыкально «лепит» узнаваемые образы, насыщая свою оперу известными музыкальными цитатами. Он бесстрашен и свободен в своем творчестве. Шостакович смеется зло, саркастично, едко, и от этого смеха становится не по себе, особенно, когда в конце заседание переходит в фарс и сменяется бодрым канканом.            Когда я накануне концерта прочитала либретто, узнала историю создания этого необычайного произведения – была поражена таким Шостаковичем. Для меня «Антиформалистический раёк» стал настоящим открытием! Хорошо, что Тюменский институт культуры решился на такую непростую постановку – не в каждом городе (тем более в вузе) ставят такие вещи… Возможно, «Антиформалистический раёк» вызвал у слушателей некоторое недоумение и удивление (и по содержанию, и по кратковременности звучания – постановка длится менее получаса). И еще показалось, что участникам действа не всегда хватало артистизма и уверенности, но, возможно, при повторении этого произведения (а на это хочется надеяться!) оно зазвучит более выразительно и ярко. В целом, премьера прошла успешно, с чем и хочется поздравить всех ее участников. Спасибо всем!            Для особо любопытных предлагаю посмотреть либретто и статью об этом произведении (Якубов М. А. Очищающий смех // Наше наследие. 1993. № 28. – С. 97–100. – http://lingvarium.org/maisak/data/shostakovich_rayok.htm). Ирина Владимировна Яблокова,преподаватель ТГИК

В Институте культуры в минувшую субботу 30 января прозвучала его необыкновенная сатирическая опера-памфлет с элементами абсурда и кабаре «Антиформалистический раёк». Это произведение исполнили студенты и преподаватели Тюменского института культуры (симфонический оркестр ТГИК п/у С.П. Антушева, солисты и смешанный хор колледжа искусств ТГИК, руководитель проекта Т.Ю. Шевелёва).

«Антиформалистический раёк» — опус сам по себе удивительный тем, что он создавался Шостаковичем «подпольно» в течение 20 лет (с 1948 по 1968). И чудом сохранился вместе с его автором. Но композитор свою оперу-кантату при жизни так и не увидел — впервые «Раёк» был поставлен только в 1989 году. Советским классиком была написана и музыка, и либретто, и даже сатирическое предисловие к рукописи. Если заглянуть в либретто, то понимаешь, почему так долго работал композитор – ткань произведения соткана из слов, словечек и выражений «выдающихся музыковедов» нашей страны: музыковедов номер один (Единицын – догадайтесь, кто скрывается за этим именем?) и номер два (Двойкин, он же Жданов), а также чиновников от культуры (Тройкин – он же секретарь ЦК Шепилов, а вообще ­- собирательный образ), ведущих непримиримую борьбу с формализмом в советской музыке. Атмосфера травли композиторов (не только Шостаковича) на «совещании деятелей советской музыки» в 1948 году, доходящие до абсурда тягостные, одновременно смешные и страшные выпады в сторону инакомыслящих и инакозвучащих с точным определением их окончательного местонахождения (лагеря строгого режима) с бодрящими аплодисментами при этом – из всего этого потока советской действительности 1940-1960-х годов гениальный композитор своим тонким слухом выуживает точные, меткие выражения «деятелей». Автор музыкально «лепит» узнаваемые образы, насыщая свою оперу известными музыкальными цитатами. Он бесстрашен и свободен в своем творчестве. Шостакович смеется зло, саркастично, едко, и от этого смеха становится не по себе, особенно, когда в конце заседание переходит в фарс и сменяется бодрым канканом.

Когда я накануне концерта прочитала либретто, узнала историю создания этого необычайного произведения – была поражена таким Шостаковичем. Для меня «Антиформалистический раёк» стал настоящим открытием! Хорошо, что Тюменский институт культуры решился на такую непростую постановку – не в каждом городе (тем более в вузе) ставят такие вещи… Возможно, «Антиформалистический раёк» вызвал у слушателей некоторое недоумение и удивление (и по содержанию, и по кратковременности звучания – постановка длится менее получаса). И еще показалось, что участникам действа не всегда хватало артистизма и уверенности, но, возможно, при повторении этого произведения (а на это хочется надеяться!) оно зазвучит более выразительно и ярко. В целом, премьера прошла успешно, с чем и хочется поздравить всех ее участников. Спасибо всем!

Для особо любопытных предлагаю посмотреть либретто и статью об этом произведении (Якубов М. А. Очищающий смех// Наше наследие. 1993. № 28. – С. 97–100. – http://lingvarium.org/maisak/data/shostakovich_rayok.htm).

Ирина Владимировна Яблокова,

преподаватель ТГИК

Комментарии (/blogi/22627-teper-i-v-tyumeni-mozhno-uslyshat-takogo-shostakovicha/)