Live

Нужны ли нам симфонии, поэмы, квартеты, сонаты, сюиты, фуги?..» 110-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича посвящается

Нужны ли нам симфонии, поэмы, квартеты, сонаты, сюиты, фуги?..» 110-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича посвящается
Отметить день рождения гениального, но опального советского композитора Дмитрия Шостаковича Колледж искусств ТГИК решил по-особому.30 января в концертном зале колледжа силами студентов и преподавателей впервые было исполнено удивительное по своей форме и содержанию произведение Шостаковича – хоровая кантата-памфлет для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра под названием «Антиформалистический раёк». В необычном концерном проекте, организатором которого выступила председатель цикловой комиссии Хоровых дисциплин Т. Шевелёва, приняли участие студенты и преподаватели разных структурных подразделений института культуры: симфонический оркестр ТГИК под управлением С. Антушева, смешанный хор колледжа искусств ТГИК, студенты 4 курса специальности «Искусство танца» колледжа искусств ТГИК (сценограф М. Гарас), а также солисты Тюменской филармонии – А. Цинько, А. Гайнутдинов и А. Чегуров. Постановка этого сочинения, воплотившего острую политическую сатиру и высмеивающего диктат «соцреализма», стало ярким событием, которое взбудоражило «умы» слушателей.На концерте присутствовали люди разных поколений. Большую часть составили зрители пожилого возраста. Они согласились с мнением Шостаковича и подтвердили, что «всё так и было!..». А молодым зрителям, не заставшим советскую власть, понять замысел произведения оказалось сложнее. По словам студентки колледжа искусств N «кантата напоминала “лоскутное одеяло”, которое было соткано из фрагментов различных произведений, известных каждому из нас». Пожалуй, с этим можно согласиться. Ведь «музыкальное цитирование» – один из важных композиционных приёмов, использованных Шостаковичем. Более того, либретто произведения (созданное, между прочим, самим композитором), также основывается на подлинных литературных высказываниях Единицына, Двойкина и Тройкина – «выдающихся советских музыковедов», ставших главными действующими лицами данной кантаты-памфлета. Опираясь на приём цитирования, композитор точно воссоздаёт атмосферу непримиримой борьбы «выдающихся музыковедов» с формализмом (то есть с любым новаторством, прогрессом) в советской музыке.Премьера кантаты, состоявшаяся в колледже искусств, в полной мере погрузила всех присутствующих в эту наэлектризованную атмосферу! Прежде всего, этому способствовало необыкновенно артистичное исполнение. Для достижения наибольшего художественного эффекта прямо посреди представления в зрительном зале была организована горячая дискуссия, повлёкшая за собой удаление её зачинщика! Кроме того, публика могла познакомиться с брошюрой, призванной «помочь слушателям, изучающим музыку по единице-двойко-тройкинской эстетике». «Учебное пособие» состояло из 14 вопросов, иллюстрировавших основные положения «соцреализма». Например: «Какую музыку пишут народные композиторы, а какую антинародные? Почему антинародные композиторы пишут формалистическую музыку? Должны ли мы быть как классики? Нужны ли нам симфонии, поэмы, квартеты, сонаты, сюиты, фуги?».На наш взгляд, обращение исполнителей к опальной сатирической кантате Д. Шостаковича было явно не случайным. Ведь в контексте современной ситуации засилья непрофессиональной музыкальной критики, непонимания значительной частью публики ценностей не только современной, но и классической музыки, основная идея «Антиформалистического райка» остаётся злободневной и по сей день. Всё острее возникает вопрос: нужны ли нам истинно великие, высокохудожественные музыкальные произведения?Каждый может сделать собственный выбор и насладиться прекрасной музыкой, просто придя в Тюменскую филармонию или на концертные площадки Тюменского государственного института культуры… Мария Базилевич, Лилия ЛихановаСтуденческий информационный центр, ТГИК 

Отметить день рождения гениального, но опального советского композитора Дмитрия Шостаковича Колледж искусств ТГИК решил по-особому.

30 января в концертном зале колледжа силами студентов и преподавателей впервые было исполнено удивительное по своей форме и содержанию произведение Шостаковича – хоровая кантата-памфлет для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра под названием «Антиформалистический раёк». В необычном концерном проекте, организатором которого выступила председатель цикловой комиссии Хоровых дисциплин Т. Шевелёва, приняли участие студенты и преподаватели разных структурных подразделений института культуры: симфонический оркестр ТГИК под управлением С. Антушева, смешанный хор колледжа искусств ТГИК, студенты 4 курса специальности «Искусство танца» колледжа искусств ТГИК (сценограф М. Гарас), а также солисты Тюменской филармонии – А. Цинько, А. Гайнутдинов и А. Чегуров. Постановка этого сочинения, воплотившего острую политическую сатиру и высмеивающего диктат «соцреализма», стало ярким событием, которое взбудоражило «умы» слушателей.

На концерте присутствовали люди разных поколений. Большую часть составили зрители пожилого возраста. Они согласились с мнением Шостаковича и подтвердили, что «всё так и было!..». А молодым зрителям, не заставшим советскую власть, понять замысел произведения оказалось сложнее. По словам студентки колледжа искусств N «кантата напоминала “лоскутное одеяло”, которое было соткано из фрагментов различных произведений, известных каждому из нас». Пожалуй, с этим можно согласиться. Ведь «музыкальное цитирование» – один из важных композиционных приёмов, использованных Шостаковичем. Более того, либретто произведения (созданное, между прочим, самим композитором), также основывается на подлинных литературных высказываниях Единицына, Двойкина и Тройкина – «выдающихся советских музыковедов», ставших главными действующими лицами данной кантаты-памфлета. Опираясь на приём цитирования, композитор точно воссоздаёт атмосферу непримиримой борьбы «выдающихся музыковедов» с формализмом (то есть с любым новаторством, прогрессом) в советской музыке.

Премьера кантаты, состоявшаяся в колледже искусств, в полной мере погрузила всех присутствующих в эту наэлектризованную атмосферу! Прежде всего, этому способствовало необыкновенно артистичное исполнение. Для достижения наибольшего художественного эффекта прямо посреди представления в зрительном зале была организована горячая дискуссия, повлёкшая за собой удаление её зачинщика! Кроме того, публика могла познакомиться с брошюрой, призванной «помочь слушателям, изучающим музыку по единице-двойко-тройкинской эстетике». «Учебное пособие» состояло из 14 вопросов, иллюстрировавших основные положения «соцреализма». Например: «Какую музыку пишут народные композиторы, а какую антинародные? Почему антинародные композиторы пишут формалистическую музыку? Должны ли мы быть как классики? Нужны ли нам симфонии, поэмы, квартеты, сонаты, сюиты, фуги?».

На наш взгляд, обращение исполнителей к опальной сатирической кантате Д. Шостаковича было явно не случайным. Ведь в контексте современной ситуации засилья непрофессиональной музыкальной критики, непонимания значительной частью публики ценностей не только современной, но и классической музыки, основная идея «Антиформалистического райка» остаётся злободневной и по сей день. Всё острее возникает вопрос: нужны ли нам истинно великие, высокохудожественные музыкальные произведения?

Каждый может сделать собственный выбор и насладиться прекрасной музыкой, просто придя в Тюменскую филармонию или на концертные площадки Тюменского государственного института культуры…

Мария Базилевич, Лилия Лиханова

Студенческий информационный центр, ТГИК

Комментарии (/blogi/22632-nuzhny-li-nam-simfonii-poemy-kvartety-sonaty-syuity-fugi-110-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-dmitriya-shos/)