Рекомендую к просмотру любителям постапокалиптики со смыслом

КНИГА ИЛАЯ: постапокалиптика со смыслом.  ***         Библия короля Якова – перевод священного писания на английский язык, выполненный под руководством короля Англии Якова Iпосле созыва в январе 1604 года так называемого Хэмптон-Кортской конференции, где был рассмотрен ряд ошибок предыдущих переводов Библии и было принято решение о создании нового. Он был выполнен группой из 47 переводчиков, членов англиканской церкви, и вышел в свет в1611 году. Данный вариант Библии считался официальным и единственно верным на протяжении последующих четырех столетий вплоть до начала ХХ  века. Но в ряде протестантских церквей Северной Америки и Англии он используется и по сей день.          Чем же примечательна эта книга, и почему речь зашла о ней? Именно она фигурирует в одной из выдающихся лент 2010 года режиссеров братьев Хьюз «Книга Илая», являясь зрителю неким своеобразным действующим лицом, причем далеко не самым последним. Тем не менее, сама книга за весь фильм видна на экране считанные минуты… ***        

Это кино сложно переоценить. Картин подобного рода выходит немало, но таких, как «Книга Илая» – практически нет. Ее исключительность, или, говоря другими словами, непохожесть на другие постапокалиптические фильмы, заключена в ее идейной основе, во внутреннем наполнении и красках диалогов, которые мы слышим. Философия довольно проста и легко понимаема, и вместе с тем – довольно глубока, ибо здесь поднимаются как эстетические, так и религиозные вопросы. Вопросы веры и смысла своего бытия. Зачем человеку или обществу вера? Для чего нужно уметь говорить о вере и уметь доносить ее до других? Карнеги – главный злодей в непревзойденном исполнении Гэри Олдмана – говорит, что знание подходящих слов он бы мог использовать для того, чтобы получить власть над умами и сердцами слабых и отчаявшихся. Большую часть своей жизни он посвятил лишь одной целее – поиску той книги, в которой эти слова есть. «Это не просто долбаная книга. Это оружие!», – говорит он в одной из сцен картины. И во многом оказывается прав. Что есть Библия? Это сила, объединяющая людей, ведущая их за собой и за тем, кто держит эту силу в руках. Ее обладатель имеет истинную власть – духовную власть. Но почему Библия становится предметом охоты таких, как Карнеги? Почему из-за нее люди, подобные главным героям ленты братьев Хьюз, готовы перебить друг друга?

Произошла глобальная ядерная война, почти полностью испепелившая земной шар и разрушившая защитный слой атмосферы, открыв поверхность планеты всем губительным излучениям солнца. Небольшие поселения с выжившими разбросаны по пустыням там, где еще остались хоть какие-то источники питьевой воды. В ходе войны были целенаправленно уничтожены многие культурные и духовные ценности человечества. Библия стала одним из тех предметов, от которых избавлялись в первую очередь. В фильме нет уточнений того, кому именно это понадобилось, и какие конкретные цели те люди преследовали. Ясно лишь одно: цивилизация в глубоком упадке. И в этом свете некоторые люди, такие как Илай – обладатель последнего в мире экземпляра Библии – и Карнеги, понимают, что только священное писание может помочь что-либо изменить. И хотя цели у героев Дэнзела Вашингтона и Гэри Олдмана несколько различны, в итоге, если разобраться, смысл довольно схож: дать заблудшим душам надежду, организовать людей и попытаться выстроить новое общество. Просто Илай стремиться к этому ради самого человечества, совершенно бескорыстно, желая роду людскому процветания и культурного благополучия, а Карнеги идет к этому затем, чтобы получить личную выгоду – получить власть над воссозданным социумом.

Некоторым данная кинолента кажется слишком религиозной, кто-то считает ее прямой пропагандой Бога и Библии, но это совсем не так, и, присмотревшись внимательнее, думающий зритель должен понять это. Смысл фильма не в том, чтобы верить исключительно в Бога и поклоняться ему, нет. Бог здесь не цель, а средство подачи людям духовных ценностей. Не обязательно, чтобы вера была исключительно в Бога. Это может быть вера во что угодно. На это в какой-то степени намекает один короткий диалог между Илаем и его спутницей Соларой:

– Куда мы идем, – спрашивает та.

– На запад, – отвечает Илай.

– Но откуда ты знаешь, что мы идем в нужном направлении?

– Я просто верю!

Казалось бы, простейший диалог, фразы едва ли не примитивны. Но в этом-то и заключается его сила! Присмотритесь к сцене, прочувствуйте ее, и вы поймете. Ибо лишь вера способна созидать и помогать, но не религия, которая не принесла нашему миру ничего хорошего и только является лишним поводом убить ближнего.

***

Еще задолго до премьеры многие геймеры и игроманы окрестили работу братьев Хьюз своеобразной, неофициальной экранизацией культовой компьютерной игры «Fallout». И действительно, фильм очень похож на игру, похож во многом, а чем-то ее даже в точности копирует. Та же атмосфера выжженного постапокалиптического мира, рейдеры-людоеды, история героя-одиночки, странствующего по Мировой пустыне с благой целью. Только в отличие от игры здесь у путника вместо материальных предметов, способных спасти мир, иное благо – духовное. И в этом плане картина смотрится много выгоднее, в ней появляется собственное «Я».

Очень богатый в аудиовизуальном плане, не лишенный определенной философии, изобилующий потрясающими кадрами разрушенного мира и снабженный шедевральным, полным атмосферы происходящего финалом, фильм однозначно заслуживает высоких оценок и права называться одной из лучших фантастических лент своего года, а быть может, и всего десятилетия – хотят того его противники или нет. Непринятие же некоторыми людьми фильма обусловлено не фильмом, а ими самими и тем, что они хотят видеть на экране. Что ж, это их проблемы. ©

Режиссеры:Аллен Хьюз, Альберт Хбюз

Композитор:Аттикус Росс, Лео Росс, Клаудия Сарн

Год выхода в прокат:2010

Автор статьи: Сергей Ермолаев, 26 октября 2010.

Мир

Cannot find 'novosti.geo' template with page ''

Россия

Cannot find 'novosti.geo' template with page ''

Тюмень

Cannot find 'novosti.geo' template with page ''