Что случилось с такси в Тюмени?

С такси в Тюмени стали возникать проблемы, с ними столкнулась и редакция Moi-portal.ru. То цены невероятно высокие, то машину не дождаться, то водители отменяют заказ. Мы изучили ситуацию о «закулисье» агрегаторов, условиях работы таксистов, а также причинах изменений стоимости.

Агрегатор такси — это посредник между пассажиром и водителем, компания, которая через свое мобильное приложение находит клиентов, а с таксистов берет комиссию за услугу подбора пассажира. Самый известный и популярный агрегатор — «Яндекс.Такси». В Тюмени также есть и другие компании со своими приложениями: «Uber» (входит в Яндекс), Такси «Максим», «ДримАвто», недавно появился агрегатор «Ситимобил». И пассажир, и водитель устанавливают приложение для взаимодействия. Через сервис клиент может увидеть, когда подъедет машина, какая у нее марка и номер, а также стоимость и примерное время в пути. Кроме того, есть возможность выбрать класс автомобиля — от эконома до бизнеса. Водитель же в своем приложении видит место подачи авто, конечную точку и сумму, которую он получит с заказа. 

В век большой конкуренции мы, пассажиры, можем выбирать такси, исходя из своих предпочтений, класса авто, цены. Оценив стоимость в разных приложениях, мы определяемся, где именно заказать автомобиль. Также и водители: устанавливают несколько приложений, регистрируются и выбирают наиболее удобные и выгодные поездки в любом из них. Иногда клиент никак не может дождаться машину — все водители заняты, кто-то выбрал заявку в другом приложении, кто-то взял заявку поближе к дому перед окончанием смены. И это обычная практика, которая никак не влияет на клиентов, машина все равно приедет. Но в последний месяц ситуация на рынке такси сильно изменилась.

В июне этого года в Тюмени появились автомобили с надписью «Ситимобил» — это агрегатор такси, конкурент «Яндекса». При появлении на рынке, как и любая новая компания, они стараются привлечь клиентов — скидками, промокодами, низкими ценами. Так, по Тюмени на «Ситимобил» можно проехать по цене от 15 рублей для клиента, при этом водитель за счет доплаты от компании получит минимальную стоимость — 140 рублей. Поэтому таксисты не отказываются от таких дешевых заказов.  


Обычно стоимость поездки увеличивается в «час пик», когда заявок много, на дорогах пробки. Но в последнее время мы заметили, что «Яндекс.Такси» подорожало даже в не самое загруженное время. Сейчас каждая компания старается удержать водителей за счет доплат, бонусов за выполнение определенного количества заявок в смену, хорошей оплаты даже дешевого заказа.

Стали ли водители больше зарабатывать? Об этом мы спросили у них лично. 

Николай: «Сколько получает водитель "Яндекс.Такси"? Всегда по-разному. Чтобы хорошо зарабатывать, нужно весь день ездить — я работаю с 6 утра и до вечера. Заявок из-за пандемии в какой-то момент было очень мало, люди боялись ездить на такси. Из-за этого часть водителей ушли из этой сферы, машин на линии стало меньше. Но сейчас все постепенно стабилизируется — и клиенты возвращаются, и таксисты. В последнее время стоимость заказов увеличилась и вместе с ней и моя прибыль. Мы ведь еще платим агрегатору процент за пользование площадкой, обслуживаем автомобиль — заправляем, моем, меняем расходники. Работа мне нравится, пассажиры часто дружелюбные, позитивные, интересные в общении. Я со своей стороны всегда стараюсь организовать комфортную поездку несмотря на то, что работаю в сегменте «эконом» — включаю негромкую музыку, поддерживаю чистоту и комфортную температуру в салоне».

Татьяна: «Часто слышу от клиентов, что цены повысились. Но я как водитель этого не ощущаю, моя зарплата не изменилась. Стоимость бензина повышается, агрегатор недавно увеличил процент водителю за обслуживание, видимо, это и заложили в новые цены для клиента. Мы не стали зарабатывать больше, кто-то ищет заказы подороже, не берет дешевые, кто-то совсем ушел. Некоторые коллеги работали на арендованных машинах, и это стало не выгодно — за аренду необходимо заплатить независимо от количества заказов в день, в период пандемии их количество сильно сократилось. Остались почти все на своих машинах, а таких немного и на все заявки таксистов не хватает».


Редакция Moi-portal.ru задала вопросы двум крупным агрегаторам, чтобы выяснить, какие условия они предлагают своим сотрудникам. Что сейчас происходит с ценами? Что важно в каждой службе такси и каких изменений ждать клиентам?

Полина Ломоносова, пресс-служба «Ситимобил»:

«Ситимобил активно продолжает региональную экспансию, сервис заработал в Тюмени 3 июня 2020 года. Тюмень стала первым городом с населением более 500 000 человек, в котором запустился "Ситимобил" после введения ограничительных мер из-за распространения коронавируса, и третьим городом Уральского федерального округа, где доступен наш сервис». 

Сейчас минимальная стоимость поездки в Тюмени составляет 59 рублей в классе «Эконом» и 69 рублей в «Комфорте». Также жители Тюмени могут воспользоваться услугой доставки «Ситимобил» и через водителя передать посылки или ценные вещи, стоимость услуги доставки — от 59 рублей.

«Мы не планируем менять ранее установленные тарифы. Стоимость поездок формируется с помощью алгоритмов динамического ценообразования. Алгоритмы сервиса на основе множества факторов в каждом конкретном месте, в каждое конкретное время ищут ближайшее к пользователю такси и предлагают справедливую для пассажира и водителя стоимость поездки на основе согласованных с перевозчиком тарифов. На стоимость могут повлиять такие факторы, как погода, время суток, загруженность дорог и прочее. Такой подход позволяет балансировать спрос и предложение, удовлетворить спрос и загрузить автомобили на линии, подключенные к сервису», — добавляет Полина Ломоносова.

В пресс-службе сервиса отмечают, что они заинтересованы в достойном заработке водителей и сохраняют самую низкую комиссию на рынке среди крупных игроков. Для их сотрудников с прошлого года в приложении работает функция «чаевых».


«После завершения поездки пользователь может поблагодарить водителя такси: сделать ему комплимент за чистоту машины, приятное общение, комфортную поездку или хорошее знание города. Оставить их, конечно, можно и наличными, но это не всегда удобно. Пассажир может по желанию выбрать размер чаевых до 15%, деньги будут списаны автоматически и сразу же зачислены на счет водителя. Такая опция — это не только приятный бонус для водителей, но еще и прекрасный стимул для них повышать уровень своих услуг. У нас действует специальная программа различных бонусов для водителей: доплаты за поездки, гарантированные минимальные выплаты за поездку, система персональных целей, а также бонусы от партнеров», — рассказывает Полина о выгоде для водителей.

А для пассажиров, кроме скидок, кешбэков, промокодов, есть другая выгода. По словам пресс-секретаря, на дороге может произойти что угодно, поэтому здоровье и жизнь тюменцев застрахованы на сумму 2 млн рублей.

Что касается «Яндекс.Такси», то в их пресс-службе отмечают, что тарифы в Тюмени не менялись, а долгое ожидание получается из-за высокого спроса и нехватки автомобилей на рейсах. Однако эту проблему в сервисе стараются быстро решить. О том, как работает система «Яндекс.Такси», рассказала секретарь агрегатора Елизавета Хмелева:

«Стоимость поездки формируется с учетом множества факторов. В отдельных районах количество заказов периодически может превышать количество машин, работающих на линии и готовых выполнять поездки. В этом случае алгоритм автоматически формирует повышающий коэффициент — это вынужденная и временная мера, которая помогает воспользоваться такси тем, кому важно уехать максимально срочно, даже в периоды высокого спроса. В такой ситуации вместе с таксопарками-партнерами мы стараемся вывести на линию как можно больше водителей, чтобы повышающий коэффициент быстрее исчез. Также к временному повышению коэффициента может привести плохая погода. Например, когда несколько часов идет непрерывный дождь. В какое время "Яндекс.Такси" дешевле? Чтобы узнать, когда повышающий коэффициент в приложении станет меньше, пользователи могут включить уведомления о снижении цен. Это можно сделать в верхней части экрана: если в течение 15 минут после этого цены снизятся, то пользователю придет уведомление об этом».


И все-таки самым главным звеном во всей цепочке услуг такси остается пассажир. По каким критериям тюменцы выбирают службу такси, что именно нравится и какие приятные бонусы они получают от поездок, редакция спросила у жителей города.

Ольга: «Очень давно пользуюсь Яндексом. Удобное приложение, все просто, машину видно на карте, есть быстрая связь с водителем. Кроме того, я заметила, что у них цены на короткие дистанции дешевле, чем у "Максим" (других конкурентов особо не знаю). Одним из преимуществ для меня является то, что подача машины быстрая всегда. Также я подключила услугу Яндекс.плюс, она недорогая, но дает ряд преимуществ, связанных с сервисами Яндекса-музыка, диск, фильмы, торговая площадка Беру. Еще я замечала, что бывает такое, что при повышенном спросе с Яндекс.плюс тариф "Комфорт" даже чуть дешевле, чем "Эконом"».

Регина: «Стараюсь пользоваться "Максим" всегда, потому что они быстро приезжают и цены у них обычно на 30 рублей ниже, чем в других такси. Хотя слышала от друзей, что они долго приезжают, но я заказывала неоднократно в Тюмени, Екатеринбурге и Челябинске, и везде быстро в приложении откликался водитель».


Алексей: «Понравился "Ситимобил". Как только они появились, я установил приложение, ввел промокод и пользуюсь сервисом, с хорошей скидкой на первые поездки, чаще всего поездка мне обходится в 40-50 рублей, такую цену ни одно другое такси не предлагает. Знакомые говорят, что долго не могут дождаться машин, но я с таким не сталкивался, или в удобное время заказываю машину, или живу по подходящему адресу, или просто удачливый человек. У меня нареканий нет, водители приветливые, машины чистые, за такую цену — это просто подарок».

Для привлечения клиентов агрегаторы стараются предложить своим пассажирам низкие цены, дополнительные скидки на поездки, приятные бонусы. Но при этом им важно удержать у себя водителей, ведь без них поездка не состоится. На сегодняшний день эта борьба выгодна всем — пассажир может выбрать из обилия предложений, а водитель не теряет в доходах. 

Интересно, что изменится, когда тюменцы привыкнут к новому агрегатору, какие конкурентные преимущества смогут предложить службы такси? Редакция будет следить за развитием событий и проверять сервисы на своем опыте. А если ты хочешь поделиться своим опытом — пиши нам почту.

Ольга Корабец для Moi-portal.ru