Это уникальная история становления электронной танцевальной музыки в Тюмени глазами ее создателей. Известные музыканты и диджеи Александр Зайцев, основатель PROMO72, Алан Кодзаев, резидент «Ежпрома», и Игорь Tape Rider, основатель проекта STIRKA, поделились с Moi-potal.ru воспоминаниями с главных электросцен.
Зарождение электронной музыки в Тюмени
«Все началось после перестройки»
Тюменские музыканты полагают, что электронная танцевальная музыка пришла в город в начале 90-х со сменой политического режима. Люди хотели развиваться, познавать различные культурные направления, учиться чему-то новому. Эхо столичных вечеринок дошло до провинции – молодежь услышала новое звучание до боли знакомых мелодий и прониклась клубными ритмами. И уже к середине десятилетия сложились локальные тусовки с EDM (electronic dance music).
Музыкальные направления в электро, которые слушали все
Самыми популярными стилями в эпоху зарождения EDM в Тюмени считались хаус, техно, электрохаус. Чуть позже на вечеринках стали слушать драм-н-бейс, гараж-хаус и регги. Дабстеп, хип-хоп и трэп появились много позже – в середине 2000-х годов.
Как узнавали о вечеринках
Распространять информацию о таких тусовках было довольно сложно. Глобальное комьюнити слушателей электронной музыки в 90-х еще не сформировалось. Про EDM знал ограниченный круг людей – полагались на сарафанное радио.
«Помню, были магазины c молодежной одеждой, как сейчас их называют street wear. Так вот там всегда лежали флаеры на вечеринки в клуб «Иллюзион». Информация передавалась только так и распространялась среди знакомых. Ведь социальных сетей тогда не было», – говорит Алан Кодзаев, резидент «ЕЖПРОМа».
Места, где проходили тусовки
Изначально специальных и постоянных площадок с EDM в Тюмени не было. Молодежь собиралась везде, где было можно: клубы, рестораны, съемные помещения. Каждый раз вечеринки проходили в новом месте. Популярными были «Иллюзион», «Batman-club», «Осьминог-club», «Paris style», «Boemi-mix bar» и другие.
«Мероприятия проходили во всех существующих на тот момент модных клубах города, до тех времен, пока в 1998 году, после очередной такой вечеринки, мы не сделали первое afterparty уже в своей локации («Undergrоund» на ул. Сакко). Вплоть до 2000 года частный коттедж в центре города был меткой провинциальной клубной культуры, где выступали лучшие диджеи Барнаула, Новосибирска, Омска, Екатеринбурга, Челябинска, Уфы, Казани и Москвы», – рассказал Александр Зайцев, основатель PROMO72.
Масштабные события/фестивали электронной музыки
Музыканты вспоминают ежегодный диджей-парад «Эволюция» в начале 2000-х. Его организовывал ПРОМО72 на площадке «Batman-club» с участием местных, региональных и столичных диск-жокеев. Практически каждый год в городе проходили open-air, которые собирали по 500-800 человек.
Публика EDM
«Аудитория была разношерстная»
Танцевали под такую музыку молодые люди от 17 до 35 лет разного социального положения. В большей степени – студенты. Диджеи подчеркивают, что EDM был глотком свежего воздуха, давал ощущение чего-то нового, модного, неизведанного. Некоторых настолько цепляли электронные ритмы, что они приходили на вечеринки из года в год – к середине 2000-х у ребят сформировалось свое комьюнити.
О том, как становились диджеями
Учились этому долго, друг у друга. Никаких курсов, конечно, не было. Как и доступа к профессиональной аппаратуре. Музыканты вспоминают, что покупали модульную технику на несколько человек – скидывались. Что-то делали своими руками. Всегда помогали тем, кто хотел начать играть.
«Однажды я познакомился с парнем-организатором на вечеринке. В разговоре он просто сказал: «У меня дома стоит аппаратура, пойдем покажу. Помню, ты интересовался». С этого и началось», – вспоминает Алан Кодзоев».
Имена музыкантов и диджеев, с которыми связана история EDM в Тюмени:
Евгений Клепалов – Void of Gene, Денис Сафиулин – Unboken Dub, Драчев Роман – Acid Rain, Игнат Логачев – Illhesher, Александр Репецкий – Ched, Егор Быстров – JGRLNG, Игорь Фоминых – Tape Rider, Алексей Drum, Алексей Казистов, Максим Треск, Сергей Сабуров.
Как интернет повлиял на рынок электронной музыки
Во-первых, стало проще распространять информацию о мероприятиях. В 2005-м в соцсети «ВКонтакте» стали появляться музыкальные сообщества. Больше людей стало посещать вечеринки. Диджеи отмечают, что музыка стала доступнее, потому что о ней стали узнавать. Во-вторых, создавать саму музыку стало проще – в открытом доступе появились программы и курсы, которые научат любого создавать танцевальные хиты.
Современное положение электронной музыки в Тюмени
Музыканты подчеркивают, что сегодня в Тюмени нет былых ночных клубов. Есть бары с саунд-системами, где играют диджеи, проходят редкие локальные вечеринки.
«В Тюмени с EDM в данный момент дела обстоят совсем неплохо. Появились новые и активизировались старые промо-группы, которые пытаются проявить себя в столь нелегкое время. В корне музыка не поменялась, но появились новые стили, которым характерна определенная подача», – подчеркнул Игорь Tape Rider, основатель проекта STIRKA.
Анастасия Чащина для Moi-portal.ru
Фото предоставлены Александром Зайцевым, основателем PROMO72