Вузы Тюмени возобновят очное обучение: как будет проходить учеба и все ли хотят вернуться?

Университеты Тюмени, согласно приказу Минобрнауки, с 8 февраля могут вернуться к традиционному формату обучения. Редакция Moi-portal.ru выяснила у руководства вузов, как они будут работать в феврале, а также провела опрос среди студентов города и узнала, что многие все же хотели бы остаться на онлайн-обучении.

Минобрнауки поручило ректорам подготовить университеты и институты к приему студентов и обеспечить меры профилактики распространения COVID-19. Переход в офлайн должен быть организован по согласованию с территориальными органами Роспотребнадзора, с учетом мнения студенческих советов, а также особенностей распространения коронавирусной инфекции в конкретном регионе.

Низкое качество дистанционного образования: правда или миф?

Одна из распространенных причин возобновления очного формата обучения — ухудшение качества образования в вузах. Это признал в разговоре с РИА Новости Валерий Фальков: «Да, качество удаленного образования отличается от качества очного образования, если оперировать большими цифрами, потому что в целом оно хуже. Одно дело, когда мы с вами общаемся вживую, а другое дело, когда по телевизору. Но это вынужденная необходимость».

Университеты согласны, что удаленный режим работы, наоборот, только подтвердил актуальность и важность очного формата обучения: «В высшем образовании ценны не только профессиональные знания, умения и навыки, которые как раз можно сформировать и дистанционно по части дисциплин. Не менее важным является погружение в университетскую среду, общение с преподавателем, между самими студентами», — рассказал редакции начальник управления информационной политики ГАУ Северного Зауралья Андрей Михайлов.

О важности личного контакта с педагогами говорят не только вузы, но и студенты: «Живое общение с преподавателем ничем не заменить, — поделился Михаил Краснобаев, студент Тюменского индустриального университета. — Я учусь последний семестр, мне нужно делать диплом и задавать вопросы. В связи с тем, что мой дипломный руководитель заведующий кафедры, у него мало свободного времени и поэтому его лучше ловить в университете».

Снижение качества образования также связано с перебоями в использовании дистанционных образовательных технологий. Несмотря на подготовленность студентов и преподавателей к удаленному общению, от технических ошибок никто не застрахован: «Если говорить о сессии, то тут туши свет, кидай гранату. Правильных ответов на тест могло и не быть, — отметил Вадим Пушников, студент ГАУ Северного Зауралья. — При этом преподаватели сами не понимают, почему не работает тест или сайт. Из-за этого возникает много проблем».

И студенты, и руководство вузов считают, что возвращение к традиционной форме обучение может повысить качество организации учебного процесса и, как следствие, вернуть прежний уровень университетского образования.


Дистант — это образование или самообразование?

Удаленный режим работы показал, что в обучении важную роль занимает личное желание студента получать новые знания. Изменился характер высшего образования: оно стало более индивидуальным и самостоятельным.

По мнению руководства Тюменского индустриального университета, новый формат учебного процесса заставил пересмотреть тенденции педагогической работы: «Сегодня преподавателям нужно не только заинтересовать студентов, но самое главное — добиться результатов. Здесь важны партнерские, а не менторские отношения: совместный поиск информации, анализ, выработка решения. Преподаватели борются за результат каждого студента, а от обучающихся требуется колоссальная самоорганизация».

Правильно организовать свою работу вне университета нелегкая задача как для преподавателя, так и для студента. По мнению студента ТИУ Михаила Краснобаева, некоторые педагоги хорошо справляются с этой задачей: «У некоторых преподавателей особо ничего не изменилось: занятия проходят как в очном формате, так и в дистанционном. То есть лекции записываются либо под диктовку, либо просто переписываются с экрана». 

Проблемы, по его словам, появляются во время получения практических навыков. Таким образом возникают трудности в применении уже изученного материала. Чтобы снизить воздействие дистанционного образования на усвоение практических знаний, Тюменский индустриальный университет и Тюменский государственный медицинский университет обратились к смешанной форме обучения.

«Сами пары, требующие постоянной отработки практических навыков под руководством преподавателя, проходят в стенах университета. И стоит отметить, что большинству студентов такой формат обучения нравится больше, так как удобнее писать лекцию и разбирать материал в своем ритме, — поделилась Анастасия Мальцева, студентка Тюменского ГМУ. — Все же медицина — это больше про практику. Все выученные знания требуется закреплять с преподавателем, дабы удержать в своей голове этот большой объем информации».

Так вуз оставляет студентам возможность самостоятельного изучения дисциплины для дальнейшего ее закрепления с преподавателем.


Среди студентов давно бытует мнение, что любое образование в своем роде самообразование: «Без твоего желания ты все равно не поймешь предмет. Тем более если нет желания, то и на практике тебе будет неинтересно. Да, у нас больше сейчас возможностей узнавать все самим без помощи преподавателей. Но что тут, что там плюс-минус одинаково», — отметил Сергей Турбылев, студент Тюменского государственного университета.

«Новый» образ жизни

Период пандемии заставил людей адаптироваться к быстро меняющимся условиям. Студентам пришлось пересмотреть привычный жизненный уклад. С принятием ограничительных мер по распространению COVID-19 многие учащиеся стали совмещать процесс обучения с работой: «Дистант открыл мне глаза, — поделился Сергей Турбылев, студент ТюмГУ. — Я нашел работу, привык распоряжаться своим временем свободно, поэтому сейчас возвращаться не особо хочется».

Редакция Moi-portal.ru провела опрос на площадках ресурса, который показал, что среди 100 респондентов 52 человека выступают за продление дистанционного формата обучения, 48 человек считают важным вернуться к офлайн.

Многие студенты отмечали, что дистанционное образование способствует появлению свободного времени.

«Дистанционка — это экономия двух часов времени на дорогу туда и обратно, плюс денег на транспорт, — заметила в комментариях к опросу на площадках ресурса Moi-portal.ru Кристина Жилкина, студентка ТюмГУ. — Могу позволить себе потратить эти два часа на спортзал, тренировки, что гораздо лучше, чем стоять в забитом автобусе».

Чтобы вернуться к традиционному формату обучения, студентам вновь придется изменить привычный распорядок дня. Но все же возвращение пусть и может быть неудобным как для студентов, так и для преподавателей, зато может решить проблему общего качества образовательного процесса, наладив взаимодействие преподавателей и студентов, а также повысить уровень приобретения практических навыков.


Ограничительные меры и вакцинация

Организация учебного процесса в период пандемии не может происходить без профилактических мер по распространению коронавирусной инфекции. Во многих вузах уже активно идет подготовка к возвращению студентов: «В корпусах университета и в общежитиях организована бесконтактная термометрия, будем строго следить за соблюдением масочного режима и социальной дистанции, проветриванием учебных аудиторий и жилых помещений, гигиенической обработкой рук антисептиками», — рассказало руководство Тюменского государственного университета.

Стоит отметить, что сейчас в ТюмГУ, в соответствии с утвержденным календарным учебным графиком, у студентов идет зимняя экзаменационная сессия: «Она проходит, как и было объявлено нами ранее, в дистанционном формате. С 22 февраля студенты отправятся на каникулы. Мы планируем, что с учетом рекомендаций регионального Роспотребнадзора начнем второй семестр 1 марта в традиционном формате и, конечно, с соблюдением всех обязательных профилактических мер».

Также в вузах реализована система организации учебного процесса по принципу разряженного одновременного присутствия людей в помещениях, что предполагает минимальные возможности для пересечения потоков обучающихся и максимальное распределение занятий по учебным дням и времени. Например, в ГАУ Северного Зауралья в случае подтверждения контактов или непосредственно самого диагноза COVID-19 у работников или студентов будет вводиться карантин и самоизоляция всех соответствующих лиц.


Что касается вакцинации, то уже сейчас университеты предоставляют возможность поставить прививку: «Вакцинация сотрудников и преподавателей ТИУ уже началась. О возможности бесплатной прививки оповещены работники и студенты вуза. Списки желающих формируются в Центре медицинского обеспечения университета», — отметили в индустриальном.

Вакцинация преподавателей и студентов Медицинского университета начнется с 10 февраля. Но пока некоторые обучающиеся не готовы сделать прививки. «На данный момент вакцину начнут ставить добровольно, — рассказала студентка Тюменского ГМУ Анастасия Мальцева. — Я пока отказ написала, как и вся моя группа. Все-таки есть еще какие-то опасения по поводу вакцины. Потом посмотрим».

Согласно ст. 5 ФЗ № 157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» право на отказ от профилактической прививки есть у каждого человека. Заставлять ставить прививку в данный момент в университетах никто не собирается: вопрос вакцинации — вопрос личного выбора.

В целом, как отмечают в ГАУ Северного Зауралья, ТИУ, ТюмГУ и Тюменском ГМУ, они готовы к тому, чтобы возобновить очное обучение уже в этом семестре. Для этого предприняты все необходимые меры по профилактике распространения COVID-19. Для тех, кто пока не может вернутся в свой вуз, учебный процесс будет организован в онлайн-формате с применением дистанционных технологий.


Валерия Радаева для Moi-portal.ru