Обзор Baldur's Gate 3: критический успех игры года

Всего несколько часов назад завершилась юбилейная церемония награждения премии The Game Awards 2023. Победу в номинациях «Игра года», а также «Лучший мультиплеер», «Лучшая поддержка сообщества» и «Лучшая RPG» одержала Baldur’s Gate 3. Для нас этот проект тоже стал личной игрой года, и сейчас мы расскажем, почему.

Три года назад новый проект бельгийской студии Larian — Baldur’s Gate 3 — приковал к себе внимание любителей не только предыдущих игр этих разработчиков, но и фанатов компьютерных RPG, и классических настольных Dungeons & Dragons. Тогда игра вышла в ранний доступ, а окончательную версию геймеры увидели лишь этим летом. 

Популярность новой части Baldur’s Gate обусловлена не только мемами про игру и разнонаправленными ожиданиями от независимой студии Larian (предыдущие части франшизы были детищем Bioware), но и спорной актуальностью изометрических RPG с пошаговой боевкой в 2023 году. 

Но удалось ли создателям народно любимых Divinity возродить жанр, вдохнуть новую жизнь во Врата Балдура? Ведь, на минуточку, прошлая игра серии Baldur’s Gate 2: Shadows of Amn (2000) и ее дополнение Baldur’s Gate 2: Throne of Bhaal (2001) вышли более двадцати лет назад. На третьей неделе от релиза пиковый онлайн в Baldur’s Gate 3 составил 875 тысяч игроков — и если цифры не говорят сами за себя, тогда рассказываем дальше.

Стоит пояснить, что сеттинг Фаэруна и все условности рас и классов, а также заклинания и механики игра наследует непосредственно от пятой редакции настольной ролевой игры Dungeons & Dragons.

Если вы решаете создать персонажа, игра предлагает главному герою по имени Тав выбор из 11 рас, у некоторых из которых есть еще и подрасы. 

sbo3ZFTIUMg.jpg

Так, любители дьявольских отродий-тифлингов могут выбрать, кто был прародителем их персонажа: Асмодей, дарующий отпрыску власть над огнем и тьмой, Мефистофель, наделяющий талантом в области мистической магии, или Зариэль — архидьяволица, которая завещала своим потомкам превосходную физическую силу и способность испепелять врагов. Помимо традиционно любимых Тавами тифлингов, вы можете принять облик гитьянки, гнома, дварфа, драконорожденного, дроу, полуорка, полурослика, полуэльфа, эльфа, или, если ваши вкусы очень специфичны, даже человека.

Следующий выбор (готовьтесь, Baldur’s Gate 3 со стартового экрана изобилует выборами) — класс, где есть дополнительные подклассы. Если вы играете не на самом легком уровне сложности, то классы можно смешивать между собой в мульткласс. А если просчитались со своим решением, то его можно поменять по ходу игры прямо в лагере. Также можно сменить внешность и говорить с животными. 

UiFI8IXUlhg.jpg

Но если вы не хотите тратить время на создание персонажа с нуля, игра предлагает управлять одним из нескольких уже готовых героев: жрицей Шэдоухарт, плутом-вампиром Астарионом, воительницей Лаэзель, волшебником Гейлом, колдуном Уиллом, дьяволицей Карлах, а также загадочным Темным Соблазном. 

Потратив не менее получаса на создание своего персонажа, вы обязаны будете насладиться красивым меню кастомизации еще раз. Для этого можно воплотить идеал вашего Тава в образе загадочного Хранителя, который будет являться герою во снах и подсказывать, как наилучшим образом раскрыть свой потенциал.

Сюжет обширен. Мы не считали, сколько конкретно вариаций концовок из заявленного в Сети числа «более 12 тысяч» там на самом деле есть, но их точно очень много, они разные и добираться до них долго. В среднем вдумчивое прохождение с перебросом кубиков на успех и перебиранием вариантов диалогов, чтобы вывести отношения с красавчиком-вампиром Астарионом на новый уровень, займет у вас порядка 150 часов живого времени. Автор этого обзора наиграл более двухсот, но так пока и не прошел игру до конца. 

BGok7bHN0gQ.jpg

Помимо основной сюжетной ветки в Baldur’s Gate 3 столько сайд-квестов и возможностей для необязательных взаимодействий, что полностью проспойлерить себе игру едва ли возможно. Особенно с учетом того, что разработчики не расслабляются и постоянно обновляют свой шедевр, устраняя баги, добавляя фичи, снабжая все это забавными комментариями и даже вводя новые душещипательные сцены в качестве эпилога. Что ждет нас дальше? Роман с антагонистом лордом Энвером Горташем? Человек-паук Кар’нисс в качестве компаньона? Разгадка тайны Леди Инкогниты?.. Мы не знаем. Тав предполагает, а Larian располагает.

Мы не будем раскрывать вам то, что еще не проспойлерено. Личинка в мозгах, связывающая вас с друзьями и врагами, ее многообещающие возможности и риск превратиться в говорящего кальмара — это даже не 5% от того, что представляет из себя Baldur’s Gate 3.

Если говорить туманно и концептуально, то сюжет игры исследует темы свободы и несвободы, обретения и потери себя, семьи со всеми ее смыслами, а также темы доверия, предательства, власти и подчинения… Baldur’s Gate 3 ставит игрока перед моральными (и аморальными) дилеммами чаще, чем этого бы хотелось, а иной раз любой вариант кажется проигрышным, как только подходишь к рубежу принятия решения. В общем, какую бы расу вы ни выбрали, вопросы, затрагиваемые игрой от Larian, можно смело назвать вечными и общечеловеческими. 

При этом, чтобы получить удовольствие от сюжета, не нужно быть знатоком мира «Подземелий и Драконов» или играть в предыдущие части. Увлекательное и живое повествование затягивает с первого акта, лор подается дозированно и не провоцирует головную боль и недоумение: тут и книжки, и записки, и говорящие урны, и личные реакции спутников примерно на все, что вы делаете и решаете. А ведь отряд спутников главного героя состоит лишь из четверых персонажей, а потому взять с собой сразу эльфа-вампира, воительницу-гитьянки, чадо из Ада, богоизбранного волшебника, народного героя, загадочную служительницу Тьмы, друида-медведя, злую дроу и двоих героев предыдущих частей Baldur’s Gate вы не сможете. Это значит, что за одно прохождение вы не увидите всех реплик и вариантов развития событий. В общем, о реиграбельности Baldur’s Gate 3 можно говорить так же долго, как, собственно, и переигрывать. А есть ведь еще и кооперативный режим, в котором вы можете играть с друзьями…

otFfRPdwNv4.jpg

С точки зрения игровых механик перенести DnD-шный игровой опыт на мониторы студии Larian удалось на удивление хорошо — они взяли лучшее и избавились от худшего. Так, переняв от настольных ролевых двадцатигранный кубик, поразительную вариативность и свободу действий, стилей игры и решений, Baldur’s Gate 3 избавила игроков от необходимости ждать, пока этот самый кубик прокатится по столу. Большая часть проверок характеристик, определяющих успех или провал того или иного действия, остаются «за кадром», и грани кубика вы видите только во время диалогов. Волнительное ожидание подогревает азарт. А если вдруг вы критически провалились, то переброс кубика можно сделать даже без перезагрузки, задействовав очки вдохновения. Их, в свою очередь, члены отряда получают в результате ситуативных выборов и столкновений по ходу игры. 

Наверное, отличительное качество разработки Baldur’s Gate 3 — это даже не удачно адаптированная DnD-механика пошагового боя, не красивая кинематографичная графика, не вариативность классов и не масштаб сюжета, какой бы увлекательный он ни был. Все это в игре есть, но над ней возвышается другая заслуга Larian — внимание к деталям. Оно красной нитью проходит через всю игру — от символической суммы очков HP у второстепенных героев до описаний внутриигровых предметов. 

Обделить вниманием ни в коем случае нельзя и музыку талантливого болгарского композитора Борислава Славова — от тревожных мотивов, нагнетающих обстановку в тенях, до эпической песенки одного из антигероев, отсылающей к пафосу диснеевского Hellfire. Музыкальное сопровождение Baldur’s Gate 3 едва ли способно оставить игрока равнодушным. 

a-dPzZLMA24.jpg

Создавая игру подобного масштаба, даже с исключительной любовью к деталям невозможно обойтись без промахов. Нам больно об этом говорить после более чем тысячи сплошь хвалебных слов, но у Baldur’s Gate 3 есть минусы. 

Можно говорить о переменчивой производительности, которая может эпизодически превращать путешествие по Фаэруну в увлекательное слайдшоу для некоторых игроков, о редких, но метких застреваниях в текстурах, об апатичной мимике главного героя, о нереализованной системе крафта, об иллюзорности некоторых сюжетных выборов, о вырезанном контенте и о багах разного калибра, часть из которых фиксится, а часть, наоборот, появляется с выходом новых патчей, но процитируем классику, какой, вероятно, скоро станет и обозреваемый сегодня Baldur’s Gate 3, — «у всех свои недостатки».

К тому же лично у автора этой статьи нет окончательной уверенности в том, что эти недостатки не будут устранены дальнейшими обновлениями. Ждет ли нас однажды совершенная версия Baldur’s Gate 3, абсолютный игровой шедевр на века, или, как писали наши коллеги в другом хвалебном обзоре, «одна игра, чтобы править всеми»? Вряд ли. Но отполированная до высочайшего уровня увлекательная, живая, красивая и очень личная история? Однозначно!


Возрастное ограничение: 18+