Обзор на новое аниме Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица»: красивая, страшная и очень личная картина

Сегодня, 7 декабря, в российский прокат вышло новое аниме Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица». Журналистка Moi-portal.ru побывала на предпоказе картины и уже готова поделиться своим мнением об этом шедевре. В материале есть спойлеры.

Эту премьеру с нетерпением ждали во всем мире: предшествующее «Мальчику и птице» полнометражное аниме Хаяо Миядзаки вышло 10 лет назад — это был «Ветер крепчает».

Прежде чем говорить о сюжете, хочется напомнить или рассказать, что аниме никак не анонсировали. Большой рекламной кампании у «Мальчика и птицы» не было, что являлось задумкой Миядзаки: так он хотел создать ощущение ожидания, как в детстве — один постер, название и трепетная интрига. Недостаток информации породил много слухов, одним из которых являлся тезис о том, что новое аниме — последняя работа японского режиссера. Позже этот миф развенчал сам сценарист, заявив, что уже работает над новыми идеями.

Обзор на новое аниме Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица»: красивая, страшная и очень личная картинаИсточник: Studio Ghibli

Премьера в Японии состоялась 14 июля 2023 года, а до российского проката аниме дошло только 7 декабря. За это время оно побывало на нескольких фестивалях и являлось картиной церемонии открытия. В России фильм вышел с возрастным ограничением 16+. Кинопрокатчик «Русский репортаж» объяснил, что такая мера была необходима из-за сцены курения, поэтому дети и подростки смогут попасть на показ в сопровождении взрослых. Стоит отметить, что в оригинале фильм называется «Как поживаете?», что имеет более глубокий смысл относительно связи с сюжетом — об этом чуть позже.

Немного краткого пересказа: «Мальчик и птица» — это история о 12-летнем мальчике Махито, который потерял мать во время войны и переехал с отцом в новый дом. Там подростку не нравится ничего: ни беременная мачеха, которая является младшей сестрой его матери, ни новая школа, где его задирают, ни неприятная цапля, которая постоянно зовет его за собой в заброшенную часть дома. Птица впоследствии будет являться проводником между двумя мирами.

История начинается сразу с самого больного: с кадров войны и звука сирен. Тогда мама Махито умерла. Здесь нужно заметить две вещи: во-первых, в центре сюжета история мальчика, а не девочки, как это обычно бывает у Миядзаки, а во-вторых, с первых секунд картина задает очень серьезный тон. Известно, что в главного героя сценарист вложил частичку себя, сделав аниме отчасти автобиографическим, ведь в детстве Миядзаки сам стал свидетелем воздушной бомбардировки Уцуномии и эвакуировался с родителями в более безопасное место. Воспоминания об этом он переложил на свою новую картину — именно этот момент стал отправной точкой в истории «Мальчика и птицы».

Обзор на новое аниме Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица»: красивая, страшная и очень личная картинаИсточник: Studio Ghibli

В доме его встречает мачеха Нацуко, приветливые и чрезмерно опекающие пожилые горничные, а также с первого же появления в новом месте Махито замечает птицу. Позже она влетает в окно мальчика, обнажает свой оскал и сообщает, что его мать жива и ждет его. Такой расклад дел не по душе Махито и он выгоняет птицу, ведь проблем и так предостаточно, а прогулка в заброшенную и окутанную легендами башню не входит в его планы. Дальше цапля начинает прилетать чаще, давить и манипулировать. Создается явное впечатление, что она — отрицательный персонаж. После внезапной пропажи мачехи Махито понимает, что птица как-то к этому причастна, и все-таки ему приходится отправиться в башню, а затем и в потусторонний мир.

Визуал аниме представляет собой очередной шедевр. Пейзажи, архитектура, небо, люди, костюмы — все это выполнено в фирменном стиле Миядзаки. Тем не менее, в этой картинке, как всегда, хочется жить — восторг и уважение появляется с первых минут просмотра. При этом рисовка больше напоминает «Принцессу Мононоке» или «Унесенные призраками», а не «Ветер крепчает» или, например, «Рыбку Поньо на утесе». Такое ощущение создается из-за жутковато-красивого образа огня, растекающихся людей, кровавых пеликанов и цапли с зубами. Известно, что каждый кадр прорисовывали вручную, таким образом, минута аниме рисовалась за месяц. Над проектом, помимо Миядзаки, работало около 60 художников, включая Такэси Хонду («Евангелион»).

Обзор на новое аниме Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица»: красивая, страшная и очень личная картинаИсточник: Studio Ghibli

Серьезным в сюжете оказался не только мотив войны — он лишь настраивает зрителя на кровожадность и тревожность, но не является основным. Это аниме о жизни и смерти, о принятии, взрослении, о выборе и судьбе, о семье и времени. Махито идет в башню не только под предлогом спасти мачеху, но и питая надежду вновь увидеть мать. Во многом он решился на это из-за книги, которую подарила ему мама — это был случайно найденный им среди других книг роман «Как вы поживаете?». Мальчик таит в себе обиду, подавляет страх, но имеет большую силу духа. В башне проходит через портал и встречает прадядю (троюродного дедушку), который создал и поддерживает жизнь того мира. У этого волшебного места нет флера наивности и невинности, как бывало в других картинах Хаяо: мир там разрушается, в нем живут попугаи-каннибалы, процветает охота, а сама цапля превращается в карлика, который не очень дружелюбно относится к мальчику в начале. Тем не менее мир впервые имеет четкую систему, а зритель не сразу может понять, где реальность и что из этого добро.

В этот потусторонний мир сослали некоторых животных, там рождаются души — варавары — и погибает мораль. Все это довольно сложно. Игры со временем и пространством могут быть непонятны маленькому зрителю, поэтому, как нам кажется, это аниме лучше смотреть во взрослом возрасте и несколько раз. На протяжении всего аниме создается ощущение интриги, динамика сюжета очень быстрая, элементы сшиты между собой сумбурно и даже немного сюрреалистично.

Обзор на новое аниме Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица»: красивая, страшная и очень личная картинаИсточник: Studio Ghibli. Варавары

Пограничное состояние между красотой и ужасом присуще работам Хаяо Миядзаки, но в этот раз оно достигло своего максимального значения. Теперь жестокости в мультфильме противопоставлено очень мало доброты, а грань реальности и фантастики стерта. Подтексты аниме наслаиваются друг на друга, поэтому сделать определенные выводы сразу после первого просмотра «Мальчика и птицы» практически невозможно.

Обзор на новое аниме Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица»: красивая, страшная и очень личная картинаИсточник: Studio Ghibli

В своем путешествии Махито все-таки увидел мать: она, будучи его ровесницей, в своем прошлом тоже попала в этот мир и имеет там дом и суперсилы (управляет огнем и перемещениями в пространстве). Она помогает будущему сыну найти мачеху и попасть домой невредимым.

При всем этом волшебный мир находится в хаосе: прадядя не справляется с его поддержанием и ему нужен кровный наследник. Так перед Махито встает выбор — остаться там и построить свой, чистый и добрый мир либо вернуться к отцу. Это путь взросления и осознания приоритетов и ценностей. И Махито делает его в пользу второго варианта. В итоге гнев и ненависть одного из жителей того мира — короля попугаев — является последним шагом на пути к гибели всех остальных. Мир рухнул за считанные секунды, и все вернулись в свое время. Вернулись Махито и Нацуко, отношения с которой у него наладились, вернулась цапля и старушка-горничная, которая случайно попала в тот мир вместе с мальчиком. Все стало как прежде, но уже никогда не будет похожим на прошлое.

Обзор на новое аниме Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица»: красивая, страшная и очень личная картинаИсточник: Studio Ghibli

Махито повзрослел. Отпустил обиды, прошел через жертву собственных чувств во имя спасения человеческой жизни. Во многом это история про преодоление травмы. История обрывается так же резко, как и началась, и заканчивается без объяснений и продолжения. Может, все это было визуализацией той самой книги, может, сон ребенка или осознание мира исключительно в состоянии борьбы? Не посмотришь — не узнаешь.

Обзор на новое аниме Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица»: красивая, страшная и очень личная картинаИсточник: Studio Ghibli

В фильме много художественных метафор и мало образов, которые потом могут разойтись на эскизы и принты. Сложные вопросы и тяжелые темы обезвоживают, укачивают, меняют восприятие реальности зрителя. Это не военный фильм, не фантастика, не драма и не история о любви. В новой работе Хаяо Миядзаки так сильно, как никогда раньше, чувствуется сама жизнь со всей своей неоднозначностью и чувствительностью.

«Только ты решаешь, каким сегодня будет этот мир — добрым или злым, — это зависит от тебя», — говорит прадядя, обращаясь к Махито.