Тюменский государственный университет один из первых в регионе перешел на дистанционное образование, которое подразумевает собой занятия в онлайн формате. Как выяснилось, не все преподаватели были морально и физически готовы к переменам в обучении. Доцент кафедры общей и экономической социологии Наталья Мальцева рассказала, что преподавательский состав был уверен в скором окончании самоизоляции и возвращении к привычному ритму обучения.
«Сейчас мой самый большой страх – это остаться без интернета», — Мальцева Наталья
Наталья ведет профессиональную дисциплину «Экономическая социология». С приходом пандемии рабочий процесс стал более интенсивным. Преподаватель объясняет это тем, что наряду с ведением пар онлайн много времени уходит на разработку заданий для проверки знаний студентов и оценку результатов их самостоятельной работы.
«В первое время возникали трудности, поскольку переход на дистанционную форму обучения был неожиданным. Многие, в том числе и я, оказались не готовы, в большей степени психологически», — рассказывает Наталья.
Если раньше, по словам женщины, они могли и не заметить, как во время пары у них дома отключился интернет, то теперь его наличие и скорость очень влияют на учебный процесс. Именно из-за таких трудностей у всех преподавателей, в том числе и у Натальи, появился страх остаться без сети.
Понимание необходимости проведения онлайн-занятий у Натальи Мальцевой совпало по времени с предложением от руководства университета использовать для этого программу Microsoft Teams. Преподаватель рассказывает, что со стороны начальства нет жестких требований о том, как проводить занятия: основная установка, которой они должны следовать, — это учитывать возможности и пожелания студентов. Если у студента нет технической возможности участвовать в онлайн-лекциях и семинарах, он получает все учебные материалы и задания по электронной почте.
На вопрос «Много ли личного времени занимает онлайн-обучение?» преподаватель ответила, что ей бывает сложно разграничить свое рабочее и личное время.
«Можно сказать, что я практически всегда на работе. Если я не веду пары, то проверяю задания, консультирую дипломников и курсовиков», — рассказывает Наталья.
«Дистанционное обучение напоминает подкаст», — Виктория Лазовская
Девушка преподает элективный курс «Геймификация в книжной культуре и медиа». Сейчас Виктория и ее студенты также общаются онлайн, а все интересующие вопросы они задают на электронную почту. До пандемии обучающиеся, которые были на занятии, могли перед парой обсудить с преподавателем предыдущую лекцию, однако теперь им приходится смотреть записи занятий и самостоятельно изучать материал и презентации.
Виктория отмечает, что теперь лекции больше похожи на монолог, когда студенты видят или слышат только преподавателя. По ее мнению, это напоминает чем-то подкаст. Впрочем, по словам девушки, выбор остается за ней: читать лекции онлайн, записывать видео или давать задания. Все зависит от дисциплины и ее сложности.
На начальных этапах проведения онлайн-занятий у преподавателей возникали проблемы, как технические, так и образовательные. Для Виктории Лазовской главной трудностью оказалось отсутствие живого общения: «Не всегда просто объяснить что-либо посредством видеосвязи».
Учебный процесс проходит по расписанию, после лекций студенты получают практические задания, которые помогают усвоить полученный материал. Материалы на онлайн-занятиях не отличаются от аудиторных.
«Успеваемость студентов зависит от их желания и мотивации студентов. Выполнять дистанционные задания не составит труда тем, кто и раньше сдавал все вовремя», — говорит Виктория.
«Приходится осваивать новые технологии», — Аркадий Кузнецов
Преподаватель профессиональной дисциплины «Основы журналистской деятельности» Аркадий Кузнецов тоже поделился своим опытом работы в период самоизоляции. Для того чтобы обеспечить качественное образование в период дистанционного обучения, необходимо менять привычные способы подачи информации. «Характер передачи информации студентам совершенно другой. Приходится осваивать новые технологии, стараться, чтобы знания и навыки, которые получают студенты, были равноценны живому общению», — говорит Аркадий Кузнецов.
По мнению преподавателя, много времени уходит на общение с обучающимися: переписка со студентами стала более обширной — то, что раньше можно было сказать во время лекции, сейчас зачастую приходится объяснять индивидуально.
Аркадий выделил главный плюс дистанционного обучения — объявились многие должники: «Склоняюсь ко мнению, что живое общение заменить невозможно — идеально, когда дистанционное и очное образование используются комбинированно».
Напоследок мы задали преподавателям вопрос «Нравится ли работать онлайн?».
Виктории онлайн-занятия нравятся, но, по ее мнению, такой формат подойдет только для тех, кто преподает гуманитарные дисциплины.
«Скорее нет, чем да, но в сложившихся условиях выбирать не приходится. Несмотря на то, что в целом я адаптировалась к подобному формату работы, очень хочется увидеть своих студентов», — ответила Наталья.
Аркадий воспринимает такой вариант работы как вынужденную меру, однако полученный опыт в дальнейшем будет использовать и в традиционной схеме обучения.
Мария Антонова для Moi-portal.ru