«Хрущевки недооценены»: Борис Бернаскони об архитектуре настоящего и будущего России

Борис Бернаскони — русский архитектор, инженер, издатель и создатель бизнес-центра «Матрекс» в Сколково. В рамках дизайнерского конкурса Lexus Design Award Russia Top Choice 2021 редакции Moi-portal.ru удалось задать ему несколько вопросов. Он рассказал, что с удовольствием бы создал министерство архитектуры в России, а хрущевки, по его мнению, одно из главных достижений СССР.

С чего, на ваш взгляд, начинается развитие в городах?

С политической воли. Если обратиться к истории, то город ранее называли полис и он был как особая форма социально-экономической и политической организации общества. Но где-то на рубеже Второй мировой войны произошел разрыв архитектуры и политики. Теперь архитектура отвечает за эстетику в целом и за алгоритм инфраструктуры будущего, а политика — за все остальное.

Какие сейчас современные тенденции в архитектуре России?

Главная тенденция — удешевление и оптимизация процессов. Культура IT подменила физическую реальность, иллюзия заменила фундаментальность. Это и есть современная архитектура. Вместо мегалита вентилируемый фасад переусложненной геометрии.


Как, по вашему мнению, должны выглядеть города будущего?

Никак. Считаю, что города будущего сконцентрируются в виртуальном пространстве и контент заменит физическую реальность. Функционализм постепенно займет 99,99% обитаемой поверхности. Архитектура по сути тоже шаг за шагом превратится в стеллаж.

Есть ли у вас города в России и мире, архитектура которых вам нравится?

Нью-Йорк не как город, а как сетка правил. Это и есть прототип алгоритмической архитектуры будущего.

Изменятся ли российские города через 100 лет или нужен срок в два раза больше для кардинального изменения, чтобы исчезли хрущевки?

Даже трех поколений будет недостаточно. Чтобы изменить культуру, а менять нужно именно ее, необходимо минимум 10 поколений. Это 250-300 лет без принципиальных изменений курса. Архитектура, конечно, должна сопровождать этот проект на всей временной протяженности его реализации, создавая на каждом этапе технологические инновации и новые способы использования и культивирования пространства.


Что касается хрущевок, то они недооценены. Они должны остаться как класс. Это гениальный гуманитарный проект типовой модульной архитектуры — одно из главных достижений СССР и один из немногих реализованных проектов жилой архитектуры промышленного масштаба, реализованных на уровне политической воли и на уровне государственного стартапа.

Что бы вы хотели изменить в будущем?

Первое, что бы я создал даже не на региональном, а на федеральном уровне, — это министерство архитектуры.
Я бы изменил структуру заказа на проектирование и строительство. Слишком много строителей и катастрофически мало архитекторов. Нам не хватает честных и талантливых специалистов, заинтересованных в качественной реализации. Архитекторам нужно дать карт-бланш, и тогда вы через 500 лет не узнаете Российскую Федерацию.


Фото из открытых источников