Сбежала в Эстонию: тюменка о волонтерстве за рубежом

В День добрых дел редакция Moi-portal.ru поговорила с тюменкой Юлией Валиахметовой о волонтерстве. Она рассказала историю о том, как жажда приключений привела ее в Эстонию помогать трудным подросткам в приюте. А также о море, осеннем Таллине, конфликтах и дружбе с соседями и возможности заново влюбиться в жизнь с помощью добрых поступков.

История написана со слов Юлии 

Я зажмурила глаза от страха неизвестности и решилась

На участие в волонтерском проекте я решилась по двум причинам — профессиональное выгорание и жажда приключений. Мой внутренний скептик сопротивлялся как мог: мне было 26, я работала инженером в крупной нефтегазовой компании, в числе наших заказчиков были «Газпром» и «Роснефть».

Солидный возраст, серьезная работа. Какое международное волонтерство, вы о чем? Но голос внутреннего авантюриста уже перекрывал заученные с детства истины о том, как правильно. Я зажмурила глаза от страха неизвестности и решилась. Хотелось не просто бросить все и уехать в кругосветку без карты и маршрута, а делать то, во что веришь.

Осенний Таллин встретил меня слепящим солнцем. Я вышла из московского поезда на перрон и в тот же момент влюбилась в этот город. Балтийское море, крики чаек, узкие улочки Старого города, яхты у причала, песчаные пляжи и корабельные сосны.


Жалость — совершенно непродуктивное чувство

Я работала в приюте для детей. Там они находятся круглосуточно, поэтому в обязанности воспитателей и волонтеров входит все то, чем обычно занимается семья — помогать делать уроки, отводить на кружки, ходить вместе в больницу и в кино, рассказывать сказки на ночь.

Истории многих семей трагичны, но достаточно быстро приходит понимание того, что жалость — совершенно непродуктивное чувство, оно не помогает двигаться вперед маленькому человеку, оказавшемуся в сложной ситуации.

В основном я занималась школьными делами с русскоговорящими детьми, в свободное время играла с маленькими и помогала организовывать поездки, кулинарные вечера и различные мероприятия.

За год нам удалось объездить всю Эстонию, посещая мероприятия, которые благотворительные фонды организовывали специально для детей из трудных семей. Мы были в музее в Тарту, аквапарке в Пярну, театре в Вильянди, зоопарке в Таллине, на автодроме в Выру.


Волонтеры зачастую бывают в таких местах, где местные не были ни разу

Мои коллеги шутили, что волонтеры зачастую бывают в таких местах, где местные не были ни разу, хоть и провели в Эстонии всю жизнь. Теплые летние дни мы проводили на море. Сидеть на пляже посреди рабочего дня — такого я даже в сладких снах не могла себе представить.

Наш коллектив я вспоминаю с теплотой и до сих пор захожу к ним в гости. Эстонцы, конечно, в большинстве своем люди закрытые и тяжело подпускают к себе, но мне посчастливилось работать с потрясающе душевными людьми. Помимо основного проекта, мне удалось поработать с подростками со всей Европы в интернациональном спортивном лагере на берегу Балтийского моря.


Это возможность заново влюбиться в жизнь

Работа с детьми много лет была моим хобби — работа в лагерях в Тюмени и на берегу Черного моря, преподавание в учебном центре. Разумеется, такая работа, как и любое взаимодействие с людьми, весьма энергозатратна и требует огромного запаса терпения, но по итогу дает намного больше, чем забирает.

Боялась ли я целый год работать с трудными подростками? Конечно, немного сомневалась в своих силах, но мне почему-то казалось, что я справлюсь. Спойлер: справилась. Ни разу не пожалела о том, что попала именно в Эстонию.

Прибалтика оказалась именно такой, какой я ее себе представляла, она подарила мне тысячу и одно прекрасное воспоминание, множество новых знакомств и новых инсайтов, возможность заново влюбиться в свою жизнь и оценить многообразие мира.


Жить в интернациональной квартире весело, как в сериале «Друзья»

В течение года мне посчастливилось жить в самой безумной волонтерской двухэтажной квартире Таллина с семью соседями! Когда ты долго жил один, фраза «семь соседей по квартире» звучит как челлендж. Жить было весело, как в сериале «Друзья» — общие праздники, песни под гитару и долгие беседы на кухне по ночам, совместные ужины и вечера настольных игр, общие усилия освоить безумный эстонский язык и вечные гости. Но в то же время это не всегда легко. Когда на ограниченной территории приходится уживаться людям разных возрастов, менталитетов, бэкграундов, иногда возникают конфликты. У каждого свое понятие чистоты, понимание значения слов громко/тихо, поздно/рано, мое/общее. Кто-то много лет жил один и уже умеет себя обслуживать, а кто-то только закончил школу и всегда жил с мамой.

Наша 18-летняя соседка из Австрии одним своим появлением наводила такой адский бардак, что мы всемером просто хватались за голову. Я по натуре енот-полоскун, и мне особо тяжело давалось такое соседство. Немцы, привыкшие к лакшери условиям, осваивали искусство пользования плоскогубцами и синей изолентой, без которого невозможно прожить в старой советской панельке, где беспрестанно что-то ломается.

Француз, которому медведь оттоптал оба уха, считал себя звездой караоке и каждый день устраивал в своей комнате репетиции, от которых у нас шла кровь из ушей. Сосед из Венгрии был фанатичным веганом, но стойко переносил наши вечерние хинкали-пати. Вот оно — неформальное образование в действии — умение находить общий язык с людьми разных культур, способность договариваться, быть эмпатичным, поддерживать, а не критиковать, быть терпеливым, терпеливым и еще раз терпеливым.

Порой мы переживали сложные моменты, но сумели подружиться, до сих пор общаемся в чате, ездим друг к другу в гости и даже организовали общую встречу в Праге через год после окончания проекта (и планируем встречаться еще). Сейчас уже сложно вспомнить все те смешные ситуации, которые с нами происходили за этот год, но точно одно — наша волонтерская семья осталась в сердце каждого из нас и повлияла на наше восприятие мира.


Добрые дела начинаются с простых действий 

Для того чтобы делать добрые дела, не обязательно уезжать далеко и надолго. Существует множество способов помочь кому-то, не меняя при этом свой привычный уклад жизни. Можно стать донором крови, ментором иностранного студента, приехавшего учиться по обмену, научиться сортировать мусор и научить этому своих близких, отдавать ненужные вещи и книги в благотворительные фонды, вместо того, чтобы их выбрасывать. А если из совсем простого — ввести в обиход слова «спасибо» и «извини». Выбрасывать окурки в урну. Забирать мусор с собой из леса после пикника. Чаще звонить близким. Поддерживать, а не критиковать. Изменение мира начинается с изменения себя.