Словесность и математика должны стать единой сферой

Главным содержанием 21 века будет глубокое взаимопроникновение гуманитарных и естественнонаучных подходов к развитию общества.

Главным содержанием 21 века будет глубокое взаимопроникновение гуманитарных и естественнонаучных подходов к развитию общества.

Своим мнением поделился заведующий кафедрой алгебры и математической логики ТюмГУ, доктор физико-математических наук Владимир Кутрунов.

Процесс взаимопроникновения должен привести к образованию единого целого, обладающего всеми качествами, необходимыми для наиболее эффективного и гармоничного развития. Стихийно развивающиеся тенденции к объединению должны быть осознаны и ускорены. Наиболее мощным рычагом такого ускорения является образовательный процесс, в котором будет участвовать каждый человек от рождения и до старости.

По мнению профессора, существующее разделение на физиков и лириков небезобидно, поскольку воздействует на психику и, по существу, программирует поведение обучаемых. Школьники, которым внушили, что они гуманитарии и не могут понять математики, перестают ее изучать. Учителя разводят руками и «спускают на тормозах» их обучение в этой сфере. Это разделение на «физиков» и «лириков» вполне материально действует на весь образовательный процесс и, следовательно, на развитие общества.

Сегодня все видят, что с обществом что-то происходит, причем происходит в сферах гуманитарного и технологического развития и, как представляется, в сторону деградации. Видят как два независимых процесса. И в словесности, и в математике страна не только потеряла лидирующие позиции, но и переместилась в нижнюю половину рейтингов.

«То, что математика и словесность оказались самыми критическими направлениями, и то, что именно по ним разработаны специальные государственные программы, подчеркивает важность внимания к ним и их интуитивно ощущаемое единство. Осталось сказать об этом вслух, осознать то, что они образуют единое целое, входят во все другие области деятельности человека и действовать в образовании в соответствии с этим. В той или иной мере везде присутствуют язык и математика. Только словесность и математика, только эти два достижения человечества оказываются, как говорят в таких случаях, метапредметными».

В. Кутрунов напоминает, что изначально словесность и математика были настолько едины, что и преподавались одними и теми же учеными. Яркий пример - Иван Давыдов, видный филолог, философ и математик, бывший одно время в Московском университете деканом историко-филологического факультета и профессором физико-математического факультета. Он читал студентам высшую алгебру, теорию вероятностей, латинскую и русскую словесность.

Единство этих наук необходимо не только для эффективного, но и для безопасного развития общества, для решения сложнейших задач современности. Следует отказаться от деления проблем на гуманитарные и технические. Уже сегодня видно, что это деление опасно, уверяет ученый.

Источник: Управление информационной политики ТюмГУ.

Оцените материал: