Почему? Я решила искать ответы, отправившись на место событий, а именно на XI Международный фестиваль уличных театров «Сны улиц».
В самом сквере или, согласно буклету фестиваля, в «Городе снов» яблоку негде упасть. Нет, нет, на ноги никто не наступает, но вокруг так многолюдно, как не было в предыдущие годы «Снов». Причина простая – фестиваль проходит в день празднования 430-летия нашего города. С юбилейной датой связан и измененный формат мероприятия. В этом году театр «Мимикрия» задействовал практически все пространство парка. Главное нововведение – появление второй сцены, а именно детской. Программа «Снов» была построена таким образом, что некоторые спектакли показывают дважды.
«Город снов»… А мы точно в Тюмени?
Гуляю по «Городу снов» складывается ощущение непривычного городского пространства. Помните, какие глаза у детей в иностранных фильмах, когда они попадают в парк развлечений или приезжий цирк? Не в современный, а тот, который сохранился на черно-белых пленках без звука. От непроизвольной улыбки уже ноют скулы, ведь атмосфера праздника окутывает прямо со входа: дорожки по обеим сторонам усыпаны гигантскими леденцами, над головой – множество разноцветных зонтов, а чуть дальше виднеются флюгеры, на которых можно написать самое заветное желание и искренне поверить, что оно сбудется.
Пройдя чуть дальше, вижу толпу детей, если подойти чуть ближе, то можно рассмотреть, что юные горожане раскрашивают белоснежных птичек. Они обитают в импровизированной «Мастерской птиц» на одной из полян. Оперение пернатых весьма разнится: от минималистического ч/б до импрессионистских мазков всех цветов радуги.
Из-за спины вырастает некто высокий в золотом классическом костюме и… без головы. Незнакомец приветливо машет рукой и протягивает её для рукопожатия. Пожимаю её без страха, ведь в Европе «живые статуи» частенько можно встретить на бульварах крупных городов, но все же для нашего города – это экзотика. Как и латиноамериканские барабаны, которые многие видели только издалека, а «Снах улиц» учат на них играть.
Все-таки нужно быть пламенно-увлеченным театралом, чтобы по пути от основной сцены к детской не соблазниться на завлекающие барабанные ритмы. Юристы часто обращаются к латинской истине «Закон суров, но это закон». Не согласиться с этим сложно, ведь и у фестиваля есть свои правила. Оказываясь на нем, постоянно сталкиваешься с необходимость сделать выбор и конструировать свою активность на празднике самостоятельно. В этом есть откровенный плюс – каждый может найти занятие по душе.
О детском не совсем по-детски
А ноги сами несут к детской сцене. Там программу открывали гости из Самары – независимый театр «Пластилиновый дождь», который является одним из ведущих уличных театров страны. Коллектив существует уже более 20-ти лет, работает на слиянии пантомимы, клоунады, хореографии и драматического искусства. Клоунада «Белые сны» - это история о двух путешественниках неопределенного возраста.
Если исходить из названия, то не сложно догадаться, то все действие происходит во сне героев, и все действующие лица одеты в белое. В коллективном сне путешественников появляются четыре девушки-ходулистки – все как на подбор. Костюм каждой из них индивидуален: к примеру, у одной шапочка по форме напоминает головной убор летчиков времен Второй Мировой, у другой – похож на кокошник. Мужчины сначала пытаются их очаровать, но вскоре смесь пантомимы, клоунады и хореографии делают эти попытки комичными, а затем сюжетная линия уходит в иное русло – приключенческое. Главные герои то без помощи зрителей не могут собрать шарики, то выясняют, кому из ночных фей достанется звезда с неба, то вовсе не могут найти друг друга.
Самарцам удалось увлечь не только детей, но и взрослых, которые бурно обсуждали происходящее и делились догадками. В уличном спектакле было всего пару реплик, а остальное же транслировалось через язык тела. Радостные «ну ты посмотри» то тут, то там, и попытки поймать хлопья ненастоящего снега в финале клоунады означает однозначное «верю».
На «Снах улиц» выступали не только приглашенные, но и местные коллективы. Один из них – Молодежный театр «УЮТ». Труппа состоит из непрофессиональных актеров: юристы, маркетологи, pr-специалисты, менеджеры по туризму, геологи, вожатые и работающая молодежь. Тюменцы представили картонное хулиганство «Богатырь Степан Ромашкин» по одноименной пьесе омского драматурга Дмитрия Войдака. Богатырь с фамилией «в цветочек», как и полагается в лучших традициях народного эпоса, стоит на распутье. «Налево пойдешь – лихо найдешь..» и так далее. Спектакль по своей подаче нетрадиционен: трое молодых людей на сцене, находясь в роли, постоянно подкалывают друг друга и при этом намеренно выходят из образа. Поэтому со стороны кажется, что все мы оказались на репетиции спектакля: сочетание юмористических зарисовок, линейного сюжета и уместного бэкстейджа – и зрители то и дело взрываются от хохота. Горожане не только смеялись, но и помогали актерам. Некоторым удалось побыть картонными рыбками, кому-что коне-человеком, а одна девушка стала принцессой из морского царства – любовью Степана.
Основная сцена. День.
И все же центром притяжения была основная сцена. Театр из Германии «PasParTouT» первыми представили свой спектакль. «Куринные истории» представляют собой иллюстрацию взаимоотношений между трио домашних птиц. Напыщенный склочный петух, ворчащая курица-мать и хрупкий беспокойный цыпленок в исполнении немецких актеров повадками ничем не отличают от их реальных прототипов. Вообще специфика коллектива – перформансы с привлечением публики в игру. Куриное трио не только играли со зрителем, но и на музыкальных инструментах. У каждого из них был свой. К примеру, глава семейства использовал саксофон для выражения эмоций. Предполагаемые обстоятельства и птичьи курьезы были понятны для публики, а добродушный юмор – заразителен.
Театр «Мимикрия представил» премьеру уличного спектакля «Люди и Боги». Его поставили актрисы театра "Мимикрия" Майя Шульц и Полина Карабчикова. Постановка «Люди и Боги» основана на мифах Древней Греции: появление олимпийских богов, рождение Геракла, его подвиги. Сам спектакль - модель современного мира. В нем война – это способ борьбы за власть, а воины – это простые люди. Чтобы показать разницу между богами, полубогом Гераклом и простыми смертными, актеры использовали ходули разной длины. Логика происходящего четко прослеживалась: увиденное легко соотносилось в памяти с остаточными знаниями по мифологии. Ярок был контраст того, какими были Зевс и Гера в момент, когда они только привыкали к новообретенному могуществу, тем как они бесчувственно, как и подобает богам, обращались с людьми в последствии.
Особенно поразила сценография, так как актеры рассказывали историю на языке пластики. Их лица скрывали маски. Стремянка символизировала Олимп, а скульптурные изображения Медузы Горгоны и Минотавра завораживали проработанностью деталей. Конечно же, не обошлось и без интерактива со зрителем. Стоит отметить, что в этой постановке людей из толпы забирали очень часто. Громовержец Зевс был настолько грозен, что иногда думалось, что кто-то из зрителей может и не вернуться, случайно угадив под горячую руку обитателя Олимпа. Постановка соответствовала духу древнегреческой мифологии. Боги не живут в полсилы: фатальная жестокость изящно переплеталась неподдельным азартом и неприкрытым балагурством.
Основная сцена. Вечер.
Нижегородский коллектив «Бусё» представил пластическую фантасмагорию для детей «Рыцарь-шмыцарь». Если обратиться к словарю, то согласно ему фантасмагория – причудливое бредовое видение. И это определение полностью отражает происходившее на сцене: на вид весьма хилый рыцарь попадает в башню к дракону, который держит в качестве пленниц дам довольно нестандартной наружности. Дамочки так рады «спасителю», что активно помогают укокошить мучителя. А принцессы оказались с характером, да с таким, что полспектакля непутевый рыцарь пытается уползти от них в сторону зрителей. Нелепые костюмы и абсурдное поведение помогло перезарядиться после обилия лирических настроений от предыдущих участников фестиваля.
Наверное, одним из самых ожидаемых был питерский театр «Странствующие куклы господина Пэжо», которые приехали на «Сны улиц» далеко не впервые. Их конек – соединение карнавальной культуры, масок и гротеска. Основа их выступлений – интерактивные игры. В новом спектакле «Moonsters» гости из Северной столицы хотели напомнить о той поре детства, когда под одеялом умещался целый волшебный мир. Несколько существ со ассиметричными масками явно пришли не желая зла, они даже пугают в шутку. Издавая причудливые звуки, они наполняют пространство небывалым доверием. Они тянут руки в зал, и зрители выходят к ним: сначала по одному, потом все больше и больше. Существа обнимают добровольцев, укладывают их спать необычайно заботливо, прямо на асфальт, предварительно постелив одеяло-облако и взбив подушку. На улице давно стемнело и происходящее напоминает какую-то давно забытую сказку из детства или вовсе светлый и легкий сон.
Организаторы подсказывают, что у спектакля премьерными считается не один, а несколько первых показов. Напомню, что неделю назад на уличном театральном проекте «Фабрика снов» актеры театра огня «СЕМАРГЛ» исполнили премьеру своего огненно-пиротехнического спектакля с названием «Искра» по роману Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». На «Снах улиц» показал доработанную версию спектакля. В краткой аннотации к постановке говорится, что человечество больше не волнуют проблемы и чувства тех, кто их окружает, люди перестали читать книги, более того, они их сжигают.
Признаюсь честно, что ранее не думала, что фаер-шоу и драматургия совместимы. Многие коллективы используют пластические связки, но не связывают это с театром, а делают больший акцент на кручении огня на различных реквизитах, пиротехнических трюках и световых инсталляциях. «СЕМАРГЛ» использовал все вышеперечисленное, только при этом в постановке огонь по-настоящему «заговорил». Пламя отображало беспощадность и фатальность антиутопического оригинала писателя. Вместе с этим коллектив пошел дальше в переосмыслении материала, использовав образ пары влюбленных. Искра и Ветер пытаются заразить тягой к чтению и открыть поджигателям глаза на действительность. А получилось у них или нет, об этом судить только зрителям.
Материал подготовила Дарья Вехтева
Фотограф – Владимир Чебалдин