Петр Ершов писал о чудотворной иконе Абалакской Божией Матери

История великого сибирского сказочника Петра Павловича Ершова тесно  связана с историей главной сибирской святыни — Абалакской иконы Божией Матери.

История великого сибирского сказочника Петра Павловича Ершова тесно связана с историей главной сибирской святыни — Абалакской иконы Божией Матери.

Известно, что он часто посещал одноименный монастырь, писал в «Тобольские губернские ведомости» о днях принесения и возвращения чудотворного образа, делился в личной переписке с близкими своими впечатлениями от церковных праздников.Об этом корреспонденту информационного агентства «Тюменская линия» рассказала аспирантка Тюменского государственного института искусств и культуры Алена Левченко.«Петр Павлович занимался разносторонней деятельностью. Он был учителем, инспектором и директором женских училищ, поэтом, переводчиком, однако почти незамеченной осталась его журналистская деятельность. Петр Ершов являлся одним из основателей первой сибирской газеты «Тобольские губернские ведомости», ее цензором и редактором, автором целого ряда материалов», — отмечает исследовательница.

Как пишет филолог Екатерина Костецкая в своей статье, опубликованной в «Вестнике Челябинского государственного университета», Петр Ершов писал о религиозных и государственных праздниках, светских культурных развлечениях, образовании и просвещении в Сибири. Свои тексты он публиковал под псевдонимами: «Житель Тобольска», «Любитель», «Тобольский житель». Печататься открыто Ершов не мог – это противоречило бы редакторской политике издания, в котором легендарный сказочник официально работал цензором. Статьи Петра Павловича впечатляют яркой описательной частью, обилием религиозных образов. Как очевидец событий Ершов стремился создать в публикациях многомерный образ происходящего, давал им эмоциональную оценку.

«Святая гостья оставила нас: образ чудотворной иконы Абалакской Божией Матери унесен из Тобольска 24 июля … Поразительна картина самого хода для человека, увидевшего оный в первый раз. Сначала движется целый лес церковных хоругвей, собранный со всех церквей города Тобольска, потом в особенно устроенном киоте, окруженный духовенством и клиром певчих, несется Св. Образ, а густая, пестрая толпа богомольцев и разных экипажей, в полном смысле, покрывает всю дорогу», — пишет он.В письме Петра Павловича к Ф. Н. Лещевой, которое он написал в июле 1841 года, с теми же интонациями и художественными приемами описано почитание иконы тоболяками: «Нынешний год жители Тобольска оказывают большое усердие к Богоматери. Каждый день поднимают Икону и с хором певчих сами – особенно девицы и дамы – несут Ее с горы в свои дома и обратно. Особенно поздно вечером это зрелище делает самое живое впечатление.

Народу, хоть его всегда довольно, не видно за темнотою; раздается только торжественное: яко необоримую стену и пр. И свет свечи в фонаре, подобно звезде, блестит впереди, иногда отражаясь на золоте ризы Богоматери». Манера газетных публикаций великого сказочника ничуть не уступала его художественному стилю. Благодаря талантливому редактору, цензору и автору первая газета Сибири своей литературностью и изяществом слога ничуть не уступала столичным печатным изданиям.

Оцените материал: