День астероида — праздник или катастрофа?

Международное космическое событие отмечают ежегодно 30 июня — в годовщину «Тунгусского феномена над Сибирью». В этот день в 1908 году произошла масштабная астероидная катастрофа: с Землей столкнулся Тунгусский метеорит. Редакция Moi-portal.ru собрала самые интересные факты об этом празднике.

Серебристые облака и яркие сумерки...

Еще за три дня до события британским астрономом Уильямом Деннингом были отмечены серебристые облака, яркие сумерки и солнечные гало. Эти странные атмосферные явления происходили в Европе, в европейской части России и Западной Сибири. Также астроном заметил, что ночью 30 июня небо над Бристолем было аномально светлым на севере.

Спустя несколько часов над центральной Сибирью пролетело большое огненное тело. Оно двигалось в северном направлении, его полет видели во многих жилых местностях, были слышны громоподобные звуки. Форма тела описывается как круглая, сферическая или цилиндрическая. Цвет — как красный, желтый или белый, дымовой след отсутствовал, однако описания некоторых очевидцев включают простирающиеся за телом яркие радужные полосы.

В 7 часов 14 минут по местному времени над Южным болотом близ реки Подкаменной Тунгуски тело взорвалось. Сила взрыва, по некоторым оценкам, достигала 40–50 мегатонн тротилового эквивалента. Это примерно в 3000 мощнее атомной бомбы, сброшенной США на Хиросиму в 1945 году.

Дню астероида быть! Но для чего?

Главные идеологи этого праздничного дня — рок-музыкант, гитарист группы «Queen» и астрофизик Брайан Мэй и режиссер Григ Рихтерс. Их совместная работа началась в 2014 году, когда Брайан Мэй написал музыкальное сопровождение для фильма-катастрофы Рихтерса о падении крупного астероида на Лондон. В тот момент у них и родилась идея создания Дня астероида.

Это день призван повысить уровень осведомленности людей об астероидной опасности и о мерах по поддержанию связи в такой критической ситуации, так как, по данным Центра НАСА, на сегодняшний день обнаружено более 16 тысяч объектов, сближающихся с нашей планетой.

Несмотря на то, что Земля во много раз превышает размеры всех известных астероидов, эти небесные тела представляют серьезную угрозу для существования цивилизации.

Не так давно, 15 февраля 2013 года, большой суперболид вошел в атмосферу Земли на скорости в 18,6 километра в секунду и разрушился в небе над Челябинском. По приблизительным расчетам центра НАСА, его диаметр составлял 18 метров, а масса — 11 тысяч тонн. Челябинский феномен является вторым по мощности после взрыва над Тунгуской в 1908 году.

Армагеддон на ТВ

В поддержку проведения праздника канал Discovery Science запустил цикл программ «День астероида: обратный отсчет» и ряд других «космических» передач.

Согласно Яндекс-Дзен, есть топ лучших фильмов-катастроф про астероиды: «Столкновение с бездной» (1998 год), «Астероид» (1997 год), «Армагеддон» (1998 год), «Столкновение Земли» (2011 год). На самом деле, было сняло уже большое количество подобных постановок, но данные фильмы — это настоящие блокбастеры. Именно они собрали миллионную аудиторию, рассказав зрителям нереальные истории.