Как художнику выжить в регионе: советы Артема Овера

Артем Овер — художник и иллюстратор из Тюмени. Пришёл в граффити в 12 лет, сотрудничает с российскими художниками, оформляет пространства и производит свой мерч.

О медийности

«В регионах нет мероприятий для художников, от одного посещения которых можно стрельнуть. У нас не принято делать что-то для художников, но принято их эксплуатировать. Люди больше заинтересованы в тех, кто рисует портреты низкого качества.

Из-за этого весомую часть времени приходится уделять ремеслу. Я стремлюсь к тому, чтобы снижать процент таких работ и создавать больше самостоятельных творческих историй, которые будут полностью соответствовать моему внутреннему компасу и смогут обеспечить меня материально.

Важно общаться с правильными людьми, находиться в тусовке и создавать её самому. Чтобы увеличить медийность, создавай контент — никто за тебя этого не сделает. Веди соцсети, где ты можешь выстроить общение с аудиторией и свой стиль. В этом отношении художник из региона никак не обделён. Но в офлайне всё тяжелее»‎.

О Москве и Питере

«Весомой частью моих впечатлений, мыслей и больших апгрейдов стали поездки в Москву, Питер или на мероприятия в другие города. Нужно постоянно двигаться и искать подпитку извне.

Безусловно, в больших городах пробиваться проще, но только из-за того, что там гораздо больше талантливых людей на один квадратный метр. Ты можешь найти нужные контакты, просто появившись на каких-то мероприятиях, которых там в тысячу раз больше. Там больше вариков что-то замутить, встретиться и объединиться.

Но это не мешает художнику делать своё дело в регионе, присутствуя при этом на знаковых событиях. Я делал именно так — не так часто, как хотелось бы, но эти поездки приносили мне больше смыслов и встреч, чем год жизни в Тюмени.

С другой стороны, в регионах нет конкуренции, и достаточно сделать на пустых улицах хоть что-то, чтобы попасть в поле зрения СМИ и тех, кто интересуется стрит-артом».‎


Об идее

«Чтобы история с личным брендом была интересной и естественной, художник должен транслировать собственное мировоззрение всеми доступными способами. Не надо придумывать фишки специально: таких чуваков достаточно даже в Тюмени, их легко считать и понять, что они пустые — просто надели вызывающие наряды и назвали себя художниками.

У художника должна быть миссия, ядро. Понятное дело, что всякий преследует свои цели: быть известным или быть успешным, если эго этого требует. Но помимо этого у художника должна быть идея, которая объединяла бы всех и привязывала к его творчеству как можно больше людей.

Начни построение личного бренда с развития кругозора. У тебя должно быть много интересов и хобби, ведь полноценная личность может заболтать кого угодно и притягивает к себе внимание. И, конечно, надо показывать, чем ты занимаешься, чуть приоткрывая завесу или транслируя свою жизнь хоть каждый день, — кому как больше нравится»‎.

О деньгах

«Можно заниматься творчеством и иметь другой источник дохода, с творчеством никак не связанный. А можно сразу попытаться заработать на своих рисунках, но это долгий и тяжёлый путь. Поэтому здесь не может быть никаких советов — всё слишком индивидуально.

Способы монетизации ограничиваются только фантазией художника. Самый простой вариант — тиражирование: это могут быть стикеры, футболки или кружки с твоим рисунком, сделанные совместно с локальной мастерской или таким же художником. В идеале, если рисуешь граффити, распространяй его на других носителях.

Последние четыре года я вкладываю заработанное обратно в производство. Мог бы скинуть пять-десять процентов себе в карман, но отношусь к этим деньгам как к чужим. Как к деньгам компании»‎.


О коллаборациях

«Я бы не рекомендовал начинающим художникам ввязываться в коммерческие проекты, хотя сам начинал с того, что хаслил по две-три тысячи рублей за кучу рисунков со всяких СТО. Если ты делаешь то, что тебе нравится, если ты пушишь заказчиков на свой стиль и свои решения — это ок, так можно зарабатывать. Но я стремился к этой цели очень долго и частично к ней пришёл.

Художник должен много трудиться и быть сформировавшейся личностью. Если он этого ещё не обрёл, коллабы ни к чему. А если у тебя есть что-то, что подходит какому-нибудь локальному бренду по духу, то вы соприкоснётесь общими вайбами и создадите новое. В этом и есть смысл коллабораций.

Сразу показывай бренду все варианты, которые можешь предложить, и попытайся подстроиться. Коллаборация с etc_market была моей инициативой. Мы сделали шопперы, но не просто шлёпнули принт, а заморочились с кроем и сшили всё с нуля в Тюмени. Но эта история не про деньги: если хочешь заработать, выбирай бланковые вещи»‎.


О возможностях

«Можно много говорить о том, что нужно искать возможности самому, но неразвитая среда может не дать художнику почвы и стимула. С этим в Тюмени довольно тяжело: конкурентов почти нет, мало кто что-то делает, а если и делает, то совсем не то, что интересно мне.

Но если ты хочешь замутить что-то, то найдёшь варианты и в маленьком городе. Это будет не так масштабно и круто из-за всевозможных обстоятельств (например, люди вокруг не совсем будут к этому готовы), тебе может потребоваться больше усилий, но возможности есть везде.

То же могу сказать про самореализацию: если у тебя есть стремления и цели, ты можешь работать и в своём городе. Чуваки, которые ругают свои города, либо просто жалуются, либо уезжают и добиваются чего-то большего. Ведь если чувствуешь, что твоё место не здесь, то почему бы и нет?»‎.


Анастасия Кунгурова для Moi-portal.ru