ИНТЕРАКТИВНЫЕ ВЫСТАВКИ В РОССИИ И ТЮМЕНИ: СКАЗКИ В ДИСКОВЫХ ТЕЛЕФОНАХ И ГАЛО-ЧЕЛОВЕК
Интерактивные выставки — гордость страны.
14 мая 2021
Высокие технологии становятся чем-то бытовым и обыденным для современного человека, потому что они просочились во все сферы жизни. Искусство и культурное пространство — не исключение. Человек перестает быть сторонним наблюдателем и становится участником и даже модератором процесса. И все это благодаря интерактивным выставкам, которые постепенно становятся актуальными и в Тюмени.
Мультимедийные технологии в помощь

Аудиогиды, интерактивные столы и дисплеи, информационные киоски стали неотъемлемой частью постоянных экспозиций в российских музеях. Они позволяют самостоятельно выбирать контент для просматривания или прослушивания, а также быстро получать необходимую справочную информацию. Это один из первых способов внедрения мультимедийных технологий в выставочное пространство.

Несколько лет назад появилась тенденция создавать интерактивные композиции с помощью целого комплекса цифрового оборудования. Посетитель получает информацию при непосредственном взаимодействии с помощью различных органов чувств: зрения, слуха, осязания и так далее. Интерактивные выставки могут быть представлены в виде проекций и анимированных макетов, инсталляций и голограмм, над созданием которых работают целые команды.

Интерактивные выставки — гордость страны

Одним из мировых лидеров в сфере применения инновационных мультимедиа-технологий является нижегородская компания Dreamlaser, которая занимается разработкой креативных и технологических решений с 2005 года. Все началось с лазерных шоу, однако через несколько лет компания зарекомендовала себя как создатель современных видеоинсталляций и технический организатор панорамных видеопроекций. Специалисты обеспечивают полный цикл создания проектов: от разработки концепции до полной технической реализации.

Компания Dreamlaser — создатель многих интерактивных выставок, известных в России и за рубежом. Например, в 2017 году эта команда создала первую в мире видеопроекцию на корпусе военного корабля. Это происходило на Петроградской набережной в Санкт-Петербурге во время Фестиваля света.
Световое шоу спроецировали на знаменитый крейсер «Аврора»: борт стал полотном для рассказа о создании корабля и истории страны за минувшее столетие. Продолжительность проекции — 12 минут, однако вся студия трудилась над его созданием более месяца. Точную 3D-модель корабля удалось воссоздать с помощью детального лазерного сканирования. Более 20 видеопроекторов и два медиасервера помогли воспроизвести контент.
Еще одна российская компания — Lunapark — также известна своим умением создавать интерактивные выставки, инсталляции. В ее портфолио — проекты для мировых брендов, таких как Adidas, BMW, Mersedes-Benz, Samsung, и некоторых других.
Lunapark создавал интерактивное шоу для крупнейшей энергетической компании в странах Балтии. Уникальность проекции заключалась в том, что с помощью специального контроллера считывались жесты гостей фестиваля. Каждый мог управлять графикой на здании: увеличивать и уменьшать потоки воды, разряды электричества и уровень освещенности здания.
Новые технологии развиваются в нашем городе

Конечно, интерактивные выставки не обошли стороной Тюмень. Интернет дает возможность следить за мировыми тенденциями и внедрять их на местном уровне. Тюменские выставочные и музейные пространства внедряют мультимедийные технологии для создания экспозиций.

Организация интерактивных выставок — нелегкий процесс. Помимо технических проблем с проектами или необходимыми стройматериалами, специалисты сталкиваются с ожиданиями людей.

«Представление о разных цифровых технологиях очень преувеличено. После просмотра фильмов зрители думают, что в современной реальности все очень просто реализовать.
На самом деле необходимо большое количество микроустройств, время для программирования сборки, создания прототипов, тестирования.
Конечно, мы стремимся не только оправдать ожидания зрителей, но и чем-то их удивить», — поделилась руководитель художественного отдела МТЦ «Космос» Маша Хайбуллина.
К слову, тюменцам нравятся интерактивные экспозиции. К такому выводу пришла руководитель выставочной лаборатории Юлия Саначина:
«Люди, приходящие к нам, часто говорят: "Ого, мы будто не в Тюмени оказались. Мне бы самой хотелось, чтобы в нашем городе отошли от формата, что выставка — ряд обычных картин. Выставки могут быть разными: к примеру, инсталляции и арт-объекты. Как раз-таки сейчас мы начинаем говорить и пробовать разные форматы».
Интерактивные выставки в Тюмени

Несмотря на то, что развитие формата интерактивных выставок только набирает обороты, некоторые площадки уже успешно организовывали подобные экспозиции. Одна из значимых в плане цифровых технологий — выставка «ИсСКАЗители». Посетители могли прослушивать сказки народов Тюменской области с помощью дисковых телефонов.

«В марте прошла интерактивная выставка, на которой была представлена голограмма гало-человека. С ней можно было пообщаться с помощью сенсорных кнопок, получить ответы о площадке МТЦ "Космос". В рамках этой же выставки была аудиовизуальная конструкция: посетители могли воздействовать на световые потоки, встроенные внутрь конструкции. В данный момент мы активно работаем над перформативной выставкой в рамках проекта "Фиджитал" триатлон цифрового искусства», — рассказала Маша Хайбуллина.
С апреля по август финалисты медиашколы «Фиджитал» примут участие в лабораториях, результатом работы которых станут две цифровые выставки на площадках мультицентра «Конторы пароходства» и МТЦ «Космос». Всероссийский хакатон станет завершением триатлона цифрового искусства. Медиаспециалисты, дизайнеры, продюсеры, режиссеры и IT-специалисты за короткий срок создадут прототипы и макеты цифровых арт-объектов.
Маргарита Матяшева
Автор статьи