«Закон есть закон»: как говорить о жизни с подростками?

Четыре актёра театра-студии «Будильник» и режиссёр коллектива Юрий Демчук задумали эксперимент: взяли текст Редьярда Киплинга «Книга джунглей», смешали с фриран (родственник направления «паркур», но внешне больше похож на акробатику) и расставили звуковые акценты песнями Владимира Высоцкого. В «Будильнике» сделали спектакль для подростков.

Сцена – это серые, необработанные как на стройке, стены и пол. Зрительный зал – несколько рядов чёрных стульев. «И это по-вашему театр?», – скажут те, кто привык к помпезности залов классического театра. «Конечно! Только дайте где играть!», – ответят вам актёры современного театра, потому что они умеют любое, даже нетеатральное пространство, использовать в качестве сцены. Да и репетировать могут где угодно, как и хранить декорации со спектаклей по балконам у всего коллектива. Это всё про театр-студию «Будильник», у которой в сентябре 2018 года появился свой дом – мастерская «Будильник» в микрорайоне «Видный».  

Фриран-драма «Мы с тобой одной крови» рассчитана на подростков от 12 лет – это нижний порог зрительского возраста, а верхнего – нет, поэтому вместе с подростками могут прийти их родители, бабушки и дедушки. Первые, возможно, впервые услышат о «законе джунглей»: о том, как ценить дружбу, как надо держать слово и при этом быть верным себе.



Актёры при этом не назидательны и как только ни работают с текстом: то читают реплики в паре, работая на конфликте, где припечатать партнёра к стене – обычное дело; то изображают обитателей рассказов Киплинга (гибкую и хитрую пантеру Багиру или мудрого медведя Балу). Актёры часто уходят в «физику» и зависают в воздухе в неведомой позе на закреплённом куске каната под потолком, и так ловко, словно работают в цирке или правда живут в джунглях.

Сценографии практически нет. На стенах оставляют отпечатки, бросают в них тряпки, гуляют по водосточным трубам (представьте, что это вековые деревья), много используют воду, без которой джунгли не джунгли.

Со сцены говорят об истинах, которых читали в детстве. Конечно, читая Киплинга в десять лет, сложно увидеть «второе дно»: как искусно англичанин, родившийся в Индии, используя политкорректный пример с животными, описал те истины, по которым не мешало бы жить и людям. «Второе дно» сложно услышать и в песне Владимира Высоцкого «Охота на волков» в те же десять лет.

«У меня есть несколько учителей в жизни: папа, мама, естественно, и несколько человек, которые воспитывали мой дух и среди них Высоцкий. С его творчеством познакомил меня мой папа, который, как мне кажется, живёт по законам Высоцкого. Он, как и Киплинг, напоминает мне о законах человеческой морали, о внутренних законах, которым должен каждый следовать. Например, когда наступит полное беззаконие тоже очень захочется нарушить закон, а вот Высоцкий не даёт, если его слушаешь», – рассказывает режиссёр спектакля Юрий Демчук.

Юрий говорит, что его актёры несколько месяцев не вылезали из спортзала, а в театре репетиции могли быть и более шести часов. Парни не понаслышке знают, что такое преодолевать себя и не сдаваться, поэтому по праву говорят об этом со сцены. Скорее даже больше проживают, чем играют. Есть такая особенность у молодёжных театров – искренность и работа без маски, при этом, будучи актёром. Слова бьют в живот, отдают током, огнём, как искры от «красного цветка» или, напротив, убаюкивают как колыбельная. Особенно, когда сидите на первом ряду. Особенно, когда опыт поиска своего места в жизни для вас ещё продолжается. «Агур!» – кричит Маугли и вы ещё хорошо помните, что же этот «агур» значит. Знаете без слов, нутром. 

«Спектакль в большей степени для молодых ребят, потому что смотрю уже с высоты 35-летнего возраста и своего пути. Да, меня пытались погрузить в разговор, но он больше мальчишеский. Для молодых ребят было бы хорошо ещё раз окунуться в атмосферу юношеского максимализма, рвения к целям и отстаивания своей линии», – поделился после спектакля зритель Илья Кузьменко.

P.S. Следующие показы спектакля пройдут 6 и 7 апреля в 18:00 в Молодёжном театральном центре «Космос». Подробности

Фото: Алексей Викторов
Видео: Русалина Ситдыкова 
Текст: Дарья Вехтева