«Мертвые души». Новое прочтение поэмы

Трое молодых людей не то проводят ревизию, не то просто роются в завалах комиссионного магазина. Среди прочего находят книгу Гоголя «Мертвые души» и начинают читать.

Так начинается спектакль театра «Поиск» из Лесосибирска по бессмертному произведению Гоголя. 

Книга эта, как ни крути, одно из самых главных произведений русской литературы. Как принято говорить «галерея русских образов». В спектакле есть и образы, и их современное прочтение, и игра с театральной условностью и выход за нее.

Три актера изображают решительно всех персонажей. За актером, играющим Чичикова, закреплена эта роль. Двое других играют всех остальных. Женские, мужские роли. Это слегка добавляет буффонады.

Текст Гоголя не меняется. Но гротеск его поэмы гипертрафируется во много раз. И вот Собакевич передвигается почти как терминатор. Манилов кидает в гостя своим детьми и едва не совокупляется с Чичиковым от нежности к гостю. А в доме у Ноздрева того и гляди случится бытовуха по пьянке.

При том, что и так называемые лирические отступления в спектакле тоже есть. И они прекрасны: романтичны, музыкальны. Когда картина той самой необъятной, невероятно красивой и трагически бессмысленной Руси прямо встает перед глазами.

Зрители много и громко смеются. Это удивляет, потому что кажется, что совсем несмешно. Но эмоциональный отклик он такой.

От спектакля остается ощущение, что ты посмотрел действительно новое прочтение поэмы. Кажется, что получилось не все. Но есть главное – мы видим, как произведение живет. Как оно наполняется новыми смыслами. Как оно меняется со временем и одновременно остаётся неизменным.

Смотреть всем, кто любит Гоголя. Всем, кто никогда не понимал, в чем величие произведения и почему это поэма. Всем, кто любит новое в театре, поиск новых форм.

Из неудавшегося: спектакль слегка затянут. Зато есть антракт.

Автор: Ольга Шистер